Беседы с учеными
Профессор В. Д. Кекелидзе:
О ФИЗИКЕ ЧАСТИЦ СЕГОДНЯ И ЗАВТРА
21 октября коллеги и друзья поздравили директора Лаборатории сверхвысоких энергий профессора Владимира Дмитриевича Кекелидзе с 50-летием. В свое время создание Лаборатории сверхвысоких энергий стало в ОИЯИ прецедентом существенного реформирования структуры научных исследований. Здесь объединились коллективы, имевшие большой опыт работы на крупнейших ускорителях мира, создания самых современных детекторов для исследований в области физики элементарных частиц. Своими мыслями о сегодняшнем и завтрашнем дне этой области науки, о проблемах ее развития Владимир Дмитриевич Кекелидзе делится с корреспондентом нашей газеты.
Физика элементарных частиц - одно из важнейших направлений современной фундаментальной науки, позволяющее проникать в сокровенные глубины строения материи, формулировать наиболее общие законы Природы. К сожалению, сегодня это направление переживает далеко не лучшие времена. Более того, положение можно назвать кризисным. С окончанием политического противостояния двух систем, завершением холодной войны финансирование исследований в области физики частиц значительно уменьшилось. Снизились и ее престиж в обществе, популярность. Яркое свидетельство тому - закрытие проекта SSC в Соединенных Штатах. Если раньше, в условиях гонки ядерных вооружений, правительства противоборствующих сторон старались всемерно развивать собственную базу исследований в этой области, сегодня акцент в организации работ все больше смещается в сторону международных проектов. С созданием Европейской организации ядерных исследований, а затем и Объединенного института ядерных исследований возникло международное сообщество ученых, которые вопреки политическому противостоянию постоянно стремились к развитию сотрудничества, проведению совместных исследований.
Физика элементарных частиц стимулирует развитие ряда прикладных направлений, в частности, именно острые потребности этих направлений вызвали к жизни первые крупные ЭВМ и многие поколения электронных приборов. По мере развития физики частиц именно ее прикладное значение может стать серьезным фактором, способным вновь поднять ее авторитет в обществе, во всяком случае, специалисты, которые занимаются этими проблемами, не должны забывать о пропаганде и популяризации своей деятельности в теперь уже открытом обществе.
Отдав дань прошлому, я хотел бы перейти к современному состоянию физики частиц. Прежде всего хочу отметить, что именно в силу разрушения "биполярного" мира национальные программы стали финансироваться меньше, но как бы новое дыхание приобретают программы международные, соответственно значительно расширяются масштабы исследований. По-видимому, будущее развитие исследований ориентируется в основном на создающийся в ЦЕРН коллайдер LHC, T E V A T R O N в F N A L , возможно на ускорителе нового поколения, которое обсуждается в других центрах в D E S Y в США. В проекте LHC активное участие принимают практически все ведущие ядернофизические центры мира, в том числе и ОИЯИ. В такие современные проекты оказываются вовлеченными не только отдельные ученые, но и национальные научные школы, и транснациональные промышленные корпорации с высокими технологиями и оборудованием.
Уже не одно координационное совещание, связанное с созданием LHC коллайдера, в том числе проходившее в Дубне, отмечало серьезный вклад в подготовку проекта специалистов Дубны, подчеркивало широкие возможности предприятий российской промышленности по изготовлению ряда технологических систем. И мы видим, что в целом ряде международных проектов спрос на достижения наших ученых, инженеров в области методики эксперимента, создании детекторов очень высок. Но здесь кроется и определенная опасность стать как бы придатком, "дешевым приложением" к чужим проектам. Необходимо более активное участие в разработке идей новых экспериментов, стремление стать интеллектуальными лидерами, что нам вполне по силам
Конечно, сегодня наши возможности в Дубне весьма ограничены, прежде всего в силу известных финансовых ограничений. Иметь широкий доступ к информации, возможности ее анализа, предоставления во всех формах - это естественное стремление во многом сдерживается уровнем развития компьютинга и сетей. Здесь мы очень сильно отстаем и это одна из наиболее серьезных проблем, которую необходимо срочно решить, если мы хотим быть равноправными партнерами с нашими западными коллегами.
Я не останавливаюсь на чисто научных проблемах развития физики частиц, связанных с поиском фундаментальных закономерностей природы, таких как нарушение или сохранение симметрий, например, СР-четности, поиск субкварковой структуры, проблемы существования хиггсовских бозонов, ответственных за происхождение масс, суперсимметричных частиц, то есть всего того, что подтверждает справедливость так называемой стандартной моде или выходит за рамки наших сегодняшних представлений. Мы говорим об организационной стороне наших исканий, и в связи с этим нельзя не заметить, что структура Института, сложившаяся много лет назад, тоже становится сегодня определенным тормозом в развитии этой области науки. Административные единицы Института - отдел, сектор, группа не адекватны работам, ведущимся по проектам, которые объединяют иногда до ста различных институтов, а лабораторная структура ведет к параллелизму и распылению средств, и без того весьма скудных. Поэтом одной из важнейших задач дирекции на сегодня мне представляется приведение структуры Института в соответствие с программой исследований, прежде всего по физике частиц, которые мы планируем.
Вел интервью Е.Молчанов