Возможен ли синтез науки и религии
Ставшая традиционной для нашего Института конференция «Наука, философия, религия» вызывает немалый интерес, но и немалый скепсис. На самом деле темы, аналогичные обсуждаемым на этой конференции в Дубне, волнуют многих людей во всем мире. Наверное, нашим читателям небезынтересно будет прочесть статью Дины Константиновны Копыловой, побывавшей в январе этого года в Индии на Втором международном конгрессе «Синтез науки и религии».
Конгресс «Синтез науки и религии» был организован Институтом Бхактиведанты и проходил в только что построенном городском научном центре в Калькутте. Институт основан в 1974 году - это некоммерческая автономная научная организация с центрами в Бомбее и Сан-Франциско, имеющая отделения по всему миру (в том числе и в Москве). Здесь нетрадиционными методами исследуют проблемы сознания, изучают искусственный интеллект, квантовую механику, происхождение жизни, биоэтику, философию науки, сотрудничают с другими институтами в различных научных программах.
В работе конгресса принимали участие государственные деятели , дижеры религиозных конфессий и видные ученые из многих стран. Целью конгресса являлось развитие серьезного диалога и сотрудничества между наукой и религией для поиска путей разрешений общечеловеческих проблем.
По первой теме конгресса - «Религия и строение Вселенной» - выступали представители христианской, исламской, иудаистской и ведической конфессий. Профессор христианской теологии Д. Фостер (Беркли, США) отметил, что христианские лидеры внимательно следят за достижениями науки и уверены в необходимости объединения науки и религии. Они считают, что желательно более настойчиво и целенаправленно привлекать ученых к разрешению жгучих проблем современности, особенно экологического кризиса.
Предлагается обратить большее внимание на духовное и гуманистическое воспитание молодежи.
Айятолла доктор Сейид Дамад (Иран) рассказал об исламской точке зрения на основы существования. Он определил науку как глубочайшее и упорядоченное проникновение в суть природы, мир - как тень Бога, а человека - как представителя Бога на земле, тесно связанного со всеми проявлениями окружающего мира. Чем ближе человек к Богу, тем глубже его осознание явлений окружающего мира.
Представитель ведической концепции Бхакти Кару Свами назвал свой доклад «Наука как средство подтверждения религии». Основной постулат его доклада: Бог - причина всех причин, свидетельства его деятельности можно ощутить, познавая природу, при этом чем больше развивается наука, тем больше становится доказательств существования Бога.
Еще один теолог из Беркли Д. Матт коснулся параллелизма и рассказал о поисках гармонии между наукой и религией. По научным представлениям Вселенную 15 миллиардов лет назад образовал Большой взрыв из одной бесконечно плотной во времени-пространстве точки. В еврейской мистической традиции Каббале также говорится о первичной точке божественной мудрости, из которой и происходит эманация всего сущего.
Особенно много примеров параллелизма науки и религии в квантовой механике, что хорошо описано в книгах Ф. Капра «Дао физики» и «Уроки мудрости». Великий Гейзенберг в своей книге «Физика и философия» писал: «Меня всегда восхищала близость древних учений Востока и философских следствий квантовой теории». «Через все теории современной физики проходят две основные темы, которые являются также двумя основными темами всех мистических традиций: фундаментальная взаимосвязанность и взаимозависимость всех явлений и подлинно динамическая природа реальности. Мистики и физики приходят к одним и тем же выводам, причем одни начинают с внутреннего, другие - с внешнего мира.»
Следующая тема конгресса - «Наука и реальность».
Было сделано несколько докладов, посвященных новой описательной интерпретации квантовой механики. Как описывать квантовую теорию? Если на неквантовом языке - возникают парадоксы, но однако они исчезают, если неквантовое описание рассматривать как проекции более богатой квантовой реальности. Вопрос заключается в том, где лежит предел возможностей для подробного «проецирования». Этой теме был посвящен доклад Е.Ц.Г. Сударшага (Техас, США).
Э. Мак-Кеннон (Калифорния, США) назвал свой доклад «Ново-боровская интерпретация физики». От Н. Бора идет традиция, когда за основу берется словесная интерпретация, а теория и математика играют вспомогательную роль. Такая постановка вопроса, по мнению докладчика, дает возможность «встроить» квантовую физику в более полную концепцию физики, но это сталкивается со старыми философскими традициями. Автор предлагает идею, как можно совместить новоборовскую позицию и со словесной интерпретацией, и с теоретической концепцией.
Как утверждал в своем докладе А. Госвами (Орегона, США), большинство попыток примирить науку и религию исходят из того, это основой бытия является материя. Это полностью отвергает причинность сознания и созидательные преобразования, которые целиком относятся к духовной области. В связи с этим предлагается новая интерпретация квантовой механики, основывающаяся на первичности сознания, что дает возможность ввести в науку причинность, создаваемую сознанием. «Наука лежит внутри сознания» - такова главная мысль доклада.
Доклад ученого секретаря института Бхактиведанты Р. Гоматама был посвящен философским взглядам А. Эйнштейна на науку. Как известно, Эйнштейн был неудовлетворен квантовой теорией. В своих философских работах он стремился выяснить, во-первых, каким образом развивается теория науки и, во-вторых, в каких направлениях развитие квантовой теории отклоняется от этой общепринятой методологии. Похоже, что Эйнштейн как бы подразделял методологию познания на две части: мистическую (интуитивную) и материалистическую. Мистическая - когда ученый начинает формировать свою теорию исходя из прямого восприятия реальности непосредственно своими чувствами. Эйнштейн надеялся, что в будущем ученые будут обладать более острым (тонким) восприятием, но достичь этого будет трудно. Как известно, религиозные мистики используют методы повышения степени восприятия. Возможно, утверждает докладчик, мы скоро станем свидетелями того, как в результате совместных усилий религиозных мистиков и пионеров-физиков будет совершена революция концепций, так необходимая для новой науки.
Наиболее важной была третья из обсуждаемых на конгрессе тем - тема изучения сознания.
Как считает Б. Манган (Калифорния, США), в конце X I X - начале X X веков сознание изучалось как ветвь психологии, однако 1940-1990-й годы были для сознания «годами изгнания». В это время наука считала религию своим врагом. Возврат к изучению сознания очень важен, и это будет сигналом к общему изменению в развитии культурного климата.
О роли сознания в научных исследованиях, о том, как объясняет феномен сознания ведическая философия, рассказал доктор медицины П. Доссик (Санта Клара, США). Сознание выполняет все заключения по поводу научных экспериментов, выводы из них, использование рационального зерна. Как далеко данный индивидуум может пойти по пути знания определяется степенью развития его сознания. Сознание является симптомом жизни - тело остается органически целым, пока сознание не покидает его. Наше индивидуальное сознание ограничивается нашим телом, но огромное сознание Бога поддерживает в целости всю Вселенную. Сознание - это основная характеристика души, его деятельность осуществляется с помощью «жизненного воздуха», который делится на 10 потоков. Источник потоков - сердце - это средоточие жизненной энергии, исходящей от Бога. Материальная атмосфера оскверняет сознание души, и она легко отождествляет себя с телом. Многообразие сознания переходит в многообразие материального мира. Пребывание в человеческой форме дает возможность начать любовное служение Богу, избавляющему от круговорота рождения и смерти. Как показывают публикации (журнал «Сознание и физическая реальность», т. 1, № 1-2, 1996 г.) наука сейчас приходит к выводу, что «сознание с физической точки зрения является особой формой полевой (торсионной) материи».
Столетию Бхактиведанты Свами Прабхулады, основателя института Бхактиведанты, было посвящено одно из заседаний конгресса. Выступающие говорили о том вкладе, который внес он в современное научное и религиозное мышление. Директор института доктор Т.Д. Сингх сказал:
«Шрила Прабхупада считал, что у живых организмов развивается во времени сознание, а потом уже тело - этот вывод является центральным научным и философским постулатом. В концепции Дарвина духовный принцип жизни полностью отрицается, между тем этот принцип является итогом сознательного опыта, целью и смыслом жизни. Поэтому Шрила Прабхупада настаивал на том, чтобы упор в образовании был перенесен на духовную сторону, что предотвратило бы разрушение человеческого вида. Можно было бы успешно бороться с отрицательными качествами нашего общества введением знаний духовности во все сферы человеческой деятельности.
Наука не может держать монополию в решении человеческих проблем - и это подчеркивал Шрила Прабхупада - только объединение науки и религии может создать ту необходимую парадигму, с помощью которой человеческий разум сможет сначала ревизовать, а затем реализовать концепцию представлений о себе и окружающем мире. Шрила Прабхупада надеялся, что ряда всего человечества образованные люди мира предпримут усилия по тщательному изучению ведической философии, поднимут свое сознание и сознание других людей и пойдут прогрессивным путем согласованности с Богом.»
На заключительном заседании конгресса доктор философии Д. Шир (Виргиния, США) коснулся важности соблюдения в обществе морали. Прежде люди сверялись с прошлыми верованиями и традициями и решали, как жить дальше. В наши дни бурное развитие науки подорвало доверие к подобными способам достижения истины. Однако, по-прежнему, чистое сознание и положительный опыт медитации используется как традиционные способы познания.
М. Кремо (институт Бхактивенданты) остановился на практическом приложении этических принципов к разрешению кризиса окружающей среды. Он вызван кризисом в духовной области и долен быть разрешен духовными же средствами. Современная наука концентрируется всецело на материи, а это ведет к этике излишнего потребления. Ведическая философия сосредотачивает свое внимание на сознании, и это дает людям силы к достижению высокого уровня нематериального удовлетворения, ведет к умеренности в материальном, что могло бы снизить темпы индустриализации и свести к минимуму кризис окружающей среды. Вегетарианство также помогло бы разрешить многие проблемы и создать мир простой жизни и высоких мыслей. Уже внедряются в жизнь различные экологические концепции. В сорока различных сельских местностях на пяти континентах делаются попытки осуществить многое из высказанных идей.
Следующий век будет веком доминирования к науке биологии - сказал в своем выступлении Г. Бенфорд (Калифорния, США). Последнее десятилетие изобилует поразительными биологическими открытиями, за которыми последует смена биологических понятий, последуют «биологические» решения в социальной области, морали и экономике, начнется влияние на технологии. В биологии существует новое направление - биоэтика, аналогичное медицинской этике, и этой новой науке надо будет обучать молодежь, чтобы подготовить ее к жизни. Все выступающие на конгрессе говорили о необходимости синтеза науки и религии или хотя бы в какой-то мере об их согласии.
Какие же примеры синтеза науки и религии можно привести? Самый наглядный и естественный пример такого синтеза - это сознание, которое объединяет материю и дух, и без этого синтеза нет жизни. Прекрасный рукотворный пример такого синтеза - проектирование и будущее строительство храма Ведического Планетария в Шри Маяпуре (Индия) - духовном городе будущего (статья «Удивительный храм» в журналах «Шри Маяпур Дхама, 1994 г. И «Гауранга», № 1-2, 1997 г.). Разработка проекта храма велась в соответствии с принципами, описанными в Упаведах (дополнении к Ведам), которые являются «важными ответвлениями ведического знания, необходимыми человеческому обществу». Ведическая архитектура основана на вселенских созидательных принципах. Этот процесс очень творческий и в то же время научный. Авторы проекта надеются, что строительство этого храма поможет возродить ведические принципы жизни, используя научную методологию, основанную как на современном, так и на ведическом знании.
Д. Копылова