Наука или красивая легенда?
Если вы думаете, что «запрещенная археология» это нечто вроде партизанского движения, в котором подпольные бригады археологов откапывают какие-нибудь неподдающиеся описанию вещи, то это вовсе не так. Под этим названием Майкл Кремо, американский исследователь истории науки, объединил в своей книге несколько сотен находок совершенно официальных археологов либо случайных лиц, но решительно все - задокументированные и классифицированные по всем правилам археологической науки. Запрещенными же стали публикации об этих находках к научной прессе, потому что их датировка во времени входила в резкое противоречие с официальной археологией, базирующейся на дарвинистской теории.
Началось все с того, что профессор Кремо (а ныне он - сотрудников международного института Бхактиведанты) увлекся изучением древних ведических индийских книг - пуран. В них утверждается, что время не линейно, а циклично. Что с периодичностью в 4,3 миллиарда лет Вселенная проходит стадии творения, развития, разрушения, затем - снова творения. И что все эти 4,3 млрд. лет биологическая жизнь на планете не видоизменяется, но в разные периоды доминируют разные виды. И что все эти миллиарды лет на Земле живут параллельно человекоподобные и обезьяноподобные существа.
Майкл Кремо в течение восьми лет тщательно изучал историю археологии за последние 150 лет, ища какие бы то ни было подтверждения ведической теории. И обнаружил более сотни доказательств - те самые археологические находки, о которых официальная наука отказывалась упоминать.
С подробным рассказом о самих находках, об изучавших их специалистах американский ученый выступил перед дубненцами 17 июля. Объявленная заранее лекция собрала такое количество интересующихся, что ее пришлось из музея ОИЯИ срочно переносить в правый холл ДК «Мир». К сожалению, языковый барьер (а Кремо, естественно, говорил по-английски) не дал возможности для последующей развернутой дискуссии, в отдельных же вопросах из зала (да простят мне слушатели этой лекции) звучало больше стремление продемонстрировать свою «продвинутость», нежели выяснить что-либо, способное дополнить доклад.
Тем не менее, блиц-визит американца ( он приехал в Дубну около 16.30, а отбыл назад в Москву в 19.00) оставил в сознании выслушавших его богатую почву для последующих размышлений. Ведь речь шла о присутствии и разумной деятельности на Земле человека с современными антропометрическими данными в разные временные периоды, удаленные от нас на 500-800 тысяч, на 4 миллиона и даже на 300-500 миллионов лет...
Книга М. Кремо и Дж. Томпсона «Запрещенная археология» продолжает вызывать во всех странах мира огромный интерес и дискуссии в научных кругах. Сейчас она переводится на русский язык и скоро будет издана в России. Трудно, конечно, ожидать, что выводы, к которым пришел М. Кремо и его единомышленники, заставят весь мир принять как постулат именно ведическую древнеиндийскую систему представлений о мире. Тем не менее, не исключено, что вскоре взгляды научного сообщества на историю развития жизни на Земле могут претерпеть существенные изменения.
Хотя и легенда, предложенная в пуранах, выглядит очень привлекательно: с начала длится «день Брахмы», потом «ночь Брахмы» - и то, и другое по 4 с лишним миллиарда лет. Биологическая жизнь, правда, возможна только во время «дня Брахмы», но ведь рано или поздно, благодаря цикличности, он повторяется. Сейчас, например, мы находимся в конце второго миллиарда лет «дня», так что у человечества много еще чего интересного впереди. Главное - есть время исправить ошибки, которые люди во множестве допустили, возомнив себя «царями природы».
Но если кому-то очень не нравится эта гипотеза, могу предложить для обдумывания вполне современную: указанные археологические находки - следы, оставленные «путешественниками во времени» - о них так много написано книг и снято фильмов в жанре научной фантастики, что мы уже почти поверили в их существование.
Что же касается М. Кремо, то после визита в Россию его путь лежал в Бельгию, на 20-й Конгресс истории науки, который теперь уже состоялся, и на котором профессор выступал со своим докладом.
А. Волобуева