«Впереди - нелегкие времена...»
Отчет о встрече в дирекции
По просьбе Объединенного комитета профсоюза седьмого августа состоялась встреча представителей профсоюзной организации и дирекции ОИЯИ. ОКП-22 на встрече представляли его председатель Е. А. Матюшевский, члены президиума Н. Ф. Василюк, Ю. Г. Войтенко, В. И. Мороз, В. П. Николаев, председатели профкомов: ЛВЭ - В. Т. Матюшин, ЛЯП - Н. А. Лебедев, ЛСВЭ - С. Я. Сердюков и член президиума прошлого созыва - Т. В. Беспалова. Со стороны руководства Института присутствовали директор ОИЯИ В. Г. Кадышевский, вице-директор А. Н. Сисакян, административный директор А. И. Лебедев. Предметом обсуждений было будущее Института, социальные аспекты его работы в складывающихся сегодня условиях. Вопросы, касающиеся социально-экономических проблем, были переданы в дирекцию заранее, и, в основном, ответы на них подготовлены соответствующими службами.
ПЕРСПЕКТИВЫ.
Слово взял В. Г. Кадышевский.
В стране продолжает падать роль и престиж науки. ОИЯИ как международная организация в какой-то мере защищен от резких не очень продуманных шагов на самом верху. Однако, Институт многими узами связан с системой российской науки и, безусловно, испытывает на себе последствия происходящих в ней процессов (нерегулярное и недостаточное финансирование, сокращение фронта научных исследований, так называемая «реструктуризация» научных институтов, ведущая к упразднению части из них). Надо быть готовыми к тому, что впереди нас ждут нелегкие времена. Нам опять придется выживать, бороться за само существование Института.
Создание более сорока лет назад ЦЕРН и ОИЯИ оказалось удачным экспериментом, потому что в его основу была положена верная идея об интернациональном характере науки и ее достижений. Международный характер нашего Института является важнейшим условием для его сохранения как научного центра - это можно считать доказанным.
Рейтинг ОИЯИ в мировом научном сообществе пока еще достаточно высок, и нужно делать все, чтобы его поддерживать. Очень важно, чтобы наши базовые установки регулярно работали и были бы привлекательны для физиков стран-участниц и других стран мира. Ученые из Дубны должны активно участвовать в тех экспериментах за рубежом, в которые Институт может внести престижный вклад при оптимальных затратах.
В условиях хронического финансового дефицита лабораторная структура Института, сложившаяся за 40 лет его существования, видимо, уже не является адекватной тем задачам, которые сегодня стоят перед ОИЯИ. Наличие параллелизма в тематиках лабораторий, децентрализованная инфраструктура, индивидуальные функциональные службы и прочее - все это наследие того времени, когда денег было много, и их толком не считали. Теперь мы не имеем права распылять наши более чем скромные средства. Нам надо так сгруппироваться, чтобы деньги на науку все-таки оставались.
Выход видится в следующем. В основу деятельности и Института, и его организационной структуры нужно положить наиболее перспективные научные направления, разрабатываемые в его стенах. При этом необходимо произвести разумную централизацию всего того, что обеспечивает успешное развитие данных направлений. Привычное слово «лаборатория» можно сохранить, но наполнить его новым содержанием.
В связи с новым принципом организации деятельности ОИЯИ с опорой на научные направления нужно будет ввести новое штатное расписание. Руководители направлений будут набирать сотрудников в свои коллективы на конкурсной основе. Думаю, что молодые талантливые ученые при этом не окажутся незамеченными, а те, кто давно и привычно не ходит на работу или заметно укорачивает свой рабочий день (у нас есть соответствующая информация отдела кадров), получат меньше шансов попасть в формируемые коллективы. Новый этап работы Института - это продолжение борьбы с уравниловкой и обезличкой. В этих условиях могут реализоваться способности каждого, кто хочет и умеет работать.
Изменение структуры Института, конечно, будет проходить в контакте с профсоюзом. Но профсоюзным лидерам требуется отказаться от привычных догм, характерных для недавнего прошлого. Главное: Институт должен выдавать научную продукцию высокого класса, в которой заинтересовано мировое научное сообщество. Только так ОИЯИ можно сохранить.
ФИНАНСЫ.
По просьбе Е. А. Матюшевского административный директор ОИЯИ А. И. Лебедев подробно остановился на положении дел с бюджетным финансированием ОИЯИ:
К концу первого полугодия от стран-участниц получено 30 процентов годовых взносов, от России - чуть больше. Вся российская наука за первое полугодие получила меньше 50 процентов бюджетных средств по зарплате. За июль Минфин на зарплату научным учреждениям выделил лишь 10 процентов требуемых средств. На этом фоне ОИЯИ выглядит достаточно благополучно: выплачена июльская зарплата и гарантирован августовский аванс. По августовской зарплате четких перспектив пока нет, однако дирекция предпринимает все возможное для налаживания планового финансирования Института.
По валютным платежам от России не поступило в первом полугодии ни цента - это резко уменьшает возможности международного сотрудничества (в месяц для Института только на билеты требуется 40-50 тысяч долларов, у нас же остаток на валютном счете - 10 тысяч), закупок импортного оборудования.
Затем последовало обсуждение вопросов, заранее переданных профсоюзным руководством в дирекцию.
ОХРАНА ТРУДА
А. И. Лебедев проинформировал, что проведена закупка спецодежды на 310 млн. рублей, в сентябре последует поставка еще на 120 млн. в счет взноса Белоруссии. В сумме это составит 80 процентов от запланированного на год, но больше пока средств на эту статью расходов не предвидится.
По вопросу о температурном режиме в рабочих помещениях в холодный период информация малоприятная: следует ждать снижения температуры и увеличения неотапливаемого периода. Часть зданий к зиме, возможно, будет отключена от системы отопления. Это связано с необходимостью экономии.
Анализ финансовой деятельности Института за первое полугодие показал, что ежемесячные затраты превышают доходы Института примерно на 20-25 процентов. Из трех основных категорий расходов: зарплата, коммунальные платежи, научно-производственные затраты - третья почти не финансируется в плановом порядке, первая не может быть существенно сокращена, так как приведет к росту безработицы. Остается серьезно экономить на коммунальных расходах (о чем уже говорилось выше). Это, кстати, не только расходы на отопление, электричество, воду, канализацию, но и на телефоны, транспорт, связь и т.д. Для примера, Институт платит дубненским телефонистам за использование каналов и номеров 1,6 млрд. рублей в год (для сравнения: аванс за месяц для всех сотрудников - 1,5 млрд.) плюс междугородние и международные звонки. В сегодняшних условиях эти траты становятся непосильными. Есть идея сделать рабочие телефоны внутриинститутскими, оставив для выхода в город лишь некоторые номера. Эта практика принята в западных странах, где для звонков за пределы научного центра установлены телефоны-автоматы.
О ПОВЫШЕНИИ ЗАРПЛАТЫ.
Одна из рекомендаций КПП - о повышении зарплаты в Институте до уровня, в полтора раза большего, чем в аналогичных российских центрах - остается невыполнимой из-за хронического ненаполнения бюджета ОИЯИ. Как сказал А. И. Лебедев, можно принять решение о повышении зарплаты персоналу. Но это будет означать, что получаемого финансирования не хватит, задержки в выплате зарплаты станут хроническими. Поэтому дирекция посчитала предпочтительным бороться за ритмичность выплаты зарплаты сегодняшнего уровня. Если будут получены еще какие-то средства (сверх зарплаты), они пойдут на «затыкание дыр» по другим статьям: научно-техническая деятельность, базовые установки, международное сотрудничество, коммуникации. Видимо, на ремонт и обновление оборудования ОГЭ - в этом году здесь впервые за всю историю ОИЯИ не был проведен в полном объеме летний ремонт агрегатов и трубопроводов...
Как подчеркнул В. Г. Кадышевский, беспокойство профсоюза о зарплате сотрудников понятно, но если у нас не будет новых научных результатов, не будет и Института. Главное - сохранить научное лицо Института, иначе все мы останемся без работы.
Что касается ликвидации заметных «разбросов» в должностных окладах, то, как пояснил А. И. Лебедев, эта работа в ОТИЗе ведется, и концу года будет принято соответствующее решение.
МЕДИЦИНА.
Беспокойство сотрудников ОИЯИ о судьбе медсанчасти, о том, будут ли в МСЧ-9 обслуживаться члены их семей, вызвано сложностями с финансированием МСЧ как ведомственного учреждения. В июне прошло согласование всех источников финансирования МСЧ: треть выплат последует из федерального бюджета, треть из местного и треть - от ОИЯИ. В ближайшие месяцы ситуация в МСЧ должна стабилизироваться. Единое мнение дирекции и ОКП: сохранить МСЧ как ведомственную, с имеющейся на сегодня структурой.
Тем не менее объединение инфекционных отделений под крышей ЦГБ уже произошло. Освободившийся в МСЧ корпус будет отдан под отделение ядерной медицины.
О ситуации с ВТЭКом: слухи о его ликвидации в Дубне пока не подтверждаются, но ВТЭК в медсанчасти с 1 августа ликвидирован.
ДЛЯ СЛЕДУЮЩЕЙ ВСТРЕЧИ
Остались невыясненными вопросы, связанные с доплатой для научных сотрудников в соответствии с недавним Указом Президента, а также с тем, что будет предпринято в Институте в связи с изменением базового оплачиваемого отпуска с 12 до 24 рабочих дней.
Не рассматривался вопрос о строительстве жилья, в связи с тем, что главный инженер Н. А. Головков сейчас в отпуске.
Дирекцией предложено профсоюзным руководителям уточнить, в чем конкретно «Соглашение между Правительством РФ и ОИЯИ о местопребывании и об условиях деятельности Объединенного института ядерных исследований в Российской Федерации» и входящие в него документы. ущемляют права российских сотрудников. Документ завизирован более чем в 20 инстанциях, среди которых Минюст и Минтруда - и нигде не вызвал нареканий.
Отложенные на этой встрече вопросы, а также, видимо, новые, возникающие со временем, будут обсуждаться на следующей встрече ОКП и дирекции, которую запланировано провести осенью.
А. ВОЛОБУЕВА