«НА ПЛАВУ - ТОЛЬКО ДРУЖНАЯ КОМАНДА»
Как уже сообщалось в нашей газете, исполнилось 20 лет Бюро по импортным и экспортным поставкам ОИЯИ. Редакция газеты обратилась к руководителю коллектива Вячеславу Ерофеевичу Куцало с просьбой оценить итоги пройденного пути и перспективы... если не роста, то дальнейшей деятельности.
Мы занимаемся тем, что на казенном языке называется техникой внешней торговли - проработкой заявок лабораторий на фирмах, подготовкой контрактов, согласованием их с фирмами, организацией выполнения этих контрактов. Отсюда необходимость знаний и ежедневная работа с реальным маркетингом, конъюнктурой и образованием цен, с банковским, таможенным и транспортным обеспечением выполнения контрактов. Понятно, что пройдя такую
школу, сотрудники бюро часто уходят от бюджетной зарплаты на лучшие хлеба. Наверное, можно отметить тот приятный факт, что из БИМа уходят только на повышение - будь это ОИЯИ, организации Дубны или Москвы. Отсюда и более или менее постоянное обновление кадров, сейчас средний возраст сотрудников бюро около 35, что неплохо для ОИЯИ.Можно сказать о том, чего не было за 20 лет?
Не было ни одного расторгнутого контракта, не было ни одного случая разборок в арбитражных судах, среди наших партнеров не было ни одного банкрота или, ныне обычного, мыльного пузыря. Наверное, это неплохо, если учесть, что в год заключается 100-120 контрактов с 60-70 фирмами всех стран мира. Да и общая сумма довольно приличная - около одной восьмой части теоретического бюджета ОИЯИ. Оснащение любой базовой установки и любого эксперимента, 95% станочного оборудования и столько же вычислительной техники ОИЯИ, строительство и оснащение корпусов 131, 134, вычислительного центра ЛНФ, пансионата
в Алуште и МСЧ-9, ДМС и гостиниц ОИЯИ и ИФВЭ - во всем этом есть вполне осязаемая часть труда сотрудников бюро импорта.Естественно, что опыт организации поставок оказывается часто полезным и в работах по международному сотрудничеству , в той части этих работ, что связана с выполнением материально-технических обязательств, особенно при нестандартных ситуациях - например, перевезти целый железнодорожный состав железных “блинов” из ОП ОИЯИ в ЦЕРН для NA-4 или доставить магнит уникальных размеров в Югославию.
Случаются ли интересные и забавные события?
Обычное дело, правда, юмор здесь немного своеобразный. Например, в Ильичевск по контракту пришли из Японии микробусы ”Тойота” для ОИЯИ.
Послали водителей для получения. Оказалось, что микробусы ... пропали. Не иголка в сене, но - пропали. Водители вернулись ни с чем. Начались поиски. “Нашли” микробусы далеко - в солнечном Узбекистане (люди из которого получили наши “Тойоты”, получше, вместо своих, похуже). Договорились о возврате. Потом уже нашим водителям пришлось микробусы перегонять в ОИЯИ, свыше трех с половиной тысяч километров, но это уже другая история.
Или - Куба, тепло ( в тени за 35 градусов) и не сухо ( влажность 95-97%), кондиционер включается только иногда, когда есть электричество (мы уже вкусили плодов перестройки, они - еще нет). Даже шеф кубинской стороны, полный седовласый негр, часто пользуется платком, вытирая капли пота. Наконец, на восьмой
день вязких переговоров основные статьи большого - и по сумме и по тексту - контракта согласованы и оформлены в слова на бумаге. Мы им - ускоритель, они нам - сахар, который по пути в ОИЯИ должен превратиться в деньги. В этот момент открывается дверь, входит маленький человек и говорит: -Я из Политбюро, Фидель сказал, что сейчас ускоритель покупать не будем...А второе направление вашей работы - экспорт?
Реальность нашего времени - все страны-участницы переживают не лучший период своей истории. Их трудности определяют и трудности, в первую очередь финансовые, нашего Института. И очень здорово, что появляются экспортные контракты как выход прикладных исследований или создание установок для научных центров других стран. Тут пока вне конкуренции Лаборатория ядерных реакций. Наверное, определенные возможности есть и у других лабораторий, но эти возможности по разным причинам так и остаются только потенциальными и не превращаются в продукт или услуги, могущие стать товаром на международном рынке.
Несколько слов об Институте в целом?
Трудное время, “штормит”...В такую погодку на плаву остаются только дружные команды. А что на нашем корабле, в Институте? Пока держится, на удивление и зависть многим. Но, как и на всяком корабле, кто-то парусами занимается, воду черпает и заплаты ставит, а кто-то в каюте отношения выясняет, кто-то корабельную монету пытается утянуть, кто-то уже перебрался в райские кущи на другом берегу , а кто и в сторонке стоит - чем-то обиженный. А штормит... И если вдруг корабль начнет тонуть - не удержаться на плаву в отдельно взятой каюте. Старая байка.
Жизнь Института - срез жизни общества, и поэтому у нас есть все, что есть в обществе - от лоббирования определенных интересов до стремления регионов к самостоятельности и отделению.
Естественно, что работа бюро немыслима без помощи других подразделений ОИЯИ. В конечном итоге для внешних (по отношению к ОИЯИ ) организаций как на территории России, так и за рубежом, мы вместе представляем нечто, призванное быть международной межправительственной организацией, и от нашей совместной работы зависит конечный результат, растет или падает авторитет ОИЯИ не только в научных кругах, но и в специфической области деловых людей. Это очень чувствуется в повседневном общении - работа сотрудников бюро так или иначе связана с необходимостью постоянных контактов с сотрудниками других организаций: фирм
и торговых представительств, банков, посольств и министерств, с сотрудниками аппаратов полномочных представителей стран-участниц и прочих структур.Двадцать лет - большой срок. Изменилось и постоянно меняется очень многое: организация общества и интересы людей, законодательство и денежная система, меняются взаимоотношения стран-участниц в Институте и предметы закупок. И есть постоянная задача - в новых условиях находить оптимальный для ОИЯИ метод работы
.