ВЕРХОМ НА ПУШКЕ ВДОЛЬ КАНАЛА

Ровно неделю назад во время редакционной летучки к нам заглянул наш постоянный читатель Сергей Васильевич Медведь и занес свежий номер "Общей газеты", издаваемой уважаемым Егором Яковлевым. Его заинтересовали два материала, так или иначе связанные с Дубной.

Первый называется "Арзамас-16: "Последствия могут быть кошмарны"" и содержит острую и оперативную информацию "на злобу дня" по поводу известных всем трагических событий в одном из атомградов. Только вот злоба дня во многих современных изданиях начинает утрачивать свое метафорическое значение и приобретать первоначальное. Что поделаешь, на рынке новостей - свои, рыночные законы, порой весьма далекие от объективности и точности. Приводим фрагмент текста:

Как сообщил "ОГ" ведущий специалист Объединенного института ядерных исследований (г. Дубна), по понятным причинам просивший не называть свое имя, Захаров мог совершить открытие, которое означало бы начало новой эры в ядерной физике. По словам нашего собеседника, это мог быть новый тип ядерной реакции, в результате которой вырабатывается качественно иной тип энергии, ранее неизвестный, -- скажем, на порядок мощнее. Вероятно, физик работал над экологически безопасным ядерным оружием. "Что бы он там ни открыл, -- считает эксперт из Дубны, -- последствия могут быть кошмарны. Герметичность помещения тут никакого значения не имеет, радиация может поразить и превратить в мертвую зону все вокруг... Я хорошо понимаю физика, стоящего на пороге большого открытия. Он может забыть об опасности. Помню, по молодости сам бегал с источником радиации, а потом смотрю -- пальцы рук пожелтели, ткань омертвела. А ребята, работавшие с нейтронными пучками, садились верхом на "пушку" и вручную ее настраивали. Потом почему-то попадали в больницу, начинались какие-то непонятные болезни... Некоторые умирали. Понятно: молодые, глупые, горячие. Но куда смотрит многоопытное руководство ядерных центров, если их сотрудники не соблюдают элементарных правил безопасности, свободно ходят по закрытым лабораториям и делают с источником радиации все, что им заблагорассудится?".

Что ж, наши читатели, мне кажется, в комментариях к такому тексту не нуждаются. Примерно в то же самое время мы получили очередной номер газеты атомщиков России "Атом-пресса" с сообщением о пресс-конференции министра В.Михайлова в Международном пресс-клубе, в которой могли бы поучаствовать и представители многоуважаемой "ОГ". Кстати, корреспонденция отраслевого издания «Атом-прессы" начинается со знаменательной, на мой взгляд, фразы: "Трагические последствия и неординарность развития событий заставляют более внимательно и взвешенно их комментировать."

Итак, почему же к трагической истории в Арзамасе- 16 оказалась привязана Дубна? И что это за таинственный "ведущий специалист"? Эта почти детективная история, одна из авторов которой -- Наталия Лескова, легко "раскручивается", если прочесть второй материал, опубликованный в том же номере "ОГ" под названием "Волга мстит большевикам" под тем же авторским именем и приуроченный к 60-летию канала имени Москвы:

"Я прошла вдоль Волги в районе Дубны километров шесть. Берега реки одеты в бетон, ближе к Иваньковскому водохранилищу сплошь усыпаны огромными булыжниками, дабы предотвратить оседание склона... На моих глазах шлюз пропустил из водохранилища в Волгу несколько здоровенных сухогрузов из Мурманска, Петрозаводска, Астрахани... Все они шли куда угодно, только не в канал имени Москвы.

Оказывается, теперь эта водная артерия совсем опустела. По ней больше не ходят суда, транспортная нагрузка практически снята. По словам генерального директора ГП "Канал имени Москвы" Ивана Родионова (на самом деле, фамилия бывшего нашего земляка, работавшего в Дубне начальником ВРГС, пишется через "а": Радионов -- Е.М.), канал все больше используется как "водохозяйственный объект". Правда, что это значит, не понимает никто из местных, которых я расспрашивала. По их словам, канал просто никому не нужен..."

Ну, а эти пассажи, мне кажется, в состоянии прокомментировать любой мало-мальски грамотный дубненский ребенок - и дамбы, усыпанные огромными булыжниками, чтобы предотвратить оседание склона, и то, что суда, проходящие из водохранилища в Волгу, естественно, никак не могут попасть в канал имени Москвы, потому что это противоположное направление, а чтобы увидеть суда, идущие по каналу имени Москвы, надо хотя бы часок посидеть на первой паромной переправе и именно там "порасспрашивать местных". А еще мы, местные, с удивлением узнаем от той же Наталии Лесковой, что вместо многих деревень, затопленных водой, были воздвигнуты два гигантских памятника -- Ленину и Сталину:

"Первый по сей день зловеще возвышается над столетним бором (!!!), от второго остался лишь поросший муравой постамент. Сильно испортился и ландшафт, из-за водохранилища кругом образовались болота. Над водами вечно нависают мрачные тучи. Недаром Дубну называют городом дождей, подмосковной Венецией: уровень осадков тут превышает все среднероссийские показатели, и проливные дожди тут могут идти, когда в Москве сухо и солнечно. Волга как-будто не желает подчиняться насилию человека: хоть ее и заставили изменить свое привычное течение, она отомстила плохой погодой и превратила сухие сосновые леса в сплошные непролазные трясины...".

Да, именно так: сплошные и непролазные... Но отнесем эти эпитеты к словесным дебрям, воздвигаемым заезжей в Дубну дачницей-журналисткой столь легко и непринужденно, что нам, ее провинциальным коллегам, которые каждый день встречают своих строгих читателей и выслушивают их замечания по поводу самых незначительных наших промахов, остается только позавидовать "легкости необыкновенной в мыслях" наших столичных коллег. И предостеречь наших читателей, среди которых могут оказаться эксперты не только по Арзамасу-16, но и по другим сенсационным темам, от чересчур простодушного общения с подобными "данайцами, даже дары приносящими". Е.Молчанов