«ДИАЛОГ» НА МОСКОВСКОМ МОРЕ

Восемнадцатая сессия международной школы юных исследователей «Диалог» стартовала, как обычно, 24 июня. В этом году, несмотря на финансовые трудности, в работе «Диалога» приняли участие гости не только из Москвы, но и Воронежа, Самары, Алма-Аты. Всего около 50 детей м 20 взрослых.

Впервые в подготовке и работе сессии участвовали студенты и преподаватели университета «Дубна». Очень мощно включился в «диалоговскую» программу и актив Объединения молодых ученых и специалистов ОИЯИ - они провели на сессии больше половины научных проектов.

Программа сессии «Диалога», проходившей в течение 3 недель на базе отдыха «Электрон» на Московском море, традиционна: работа в проектах (школьники выбирают свой проект в первый день и затем уже его не меняют), творческих мастерских (а творят в свободной манере, меняя род занятий по желанию), занятия водным спортом (виндсерфинг, байдарки, парусный катамаран), встречи с интересными людьми Дубны.

Представление проектов в день открытия сессии было очень информативным даже для человека постороннего. Удивительно, но факт, школьники занимаются или по крайней мере знакомятся с исследованиями в современнейших научных направлениях. Вот, например, проект «Жизнь мыльного пузыря» включает в себя этапы: получение долгоживущих пузырей, измерение толщины их стенок, зависимости времени жизни от разных параметров, «сушка» и «маринование» мыльных пузырей, построение физической и программной моделей явления и т.д. На первый взгляд - игрушечки. Но, однако, при более пристальном рассмотрении - изучение массы «поверхностных» явлений, проявляющихся на границах сред, изучающихся ныне химиками, биологами, физиками, актуальных и в повседневном, бытовом приложении (вечно дискутируемый на кухнях вопрос: что вреднее для организма, налет от чая на стенках чашки или поверхностно-активная пленка после мытья чашки содой?)...

Проектов предложено было диалоговцам несколько. В том числе: по изучению фрактальных структур, структурного моделирования, теории автоматического управления, баллистики, медицины. Даже у самых юных участников сессии в этом году появился собственный проект под названием «Прикладная экономика». Ребята организовывали компании, а затем следили за результатами принимаемых ими «бизнес-решений», которые моделировали компьютерные программы.

Что же касается творческих мастерских, то здесь предоставлялось обширное поле для проверки талантов в кинематографии, газетно-издательской деятельности, в сочинении песен и рассказывании баек, а еще - в практике английского языка. Учительница из Ла Кросса Бетти Фосс в последнюю неделю сессии вела свою творческую мастерскую, посвященную американской народной песне.

Остается лишь порадоваться за дубненских школьников, у которых есть такая замечательная возможность развивать свой интеллект как школа «Диалог».

А.Алтынова