|
|
Факт и комментарий
О.Л.Кузнецов: "Будущее страны зависит и от университетов..."
В работе 111-й сессии Ученого совета ОИЯИ, как уже отмечалось, приняли самое активное участие не только специалисты и эксперты в области ядерной физики. Свидетельством интереса к исследованиям, проектам и перспективному развитию ОИЯИ стало присутствие ученых из смежных областей, представителей администрации города, дубненского университета. Воспользовавшись случаем, журналисты попросили Олега Леонидовича Кузнецова, президента университета "Дубна", рассказать о состоянии и дальнейшем развитии высшей школы в свете государственной политики России.
Мне как профессору МГУ и университета "Дубна" очень приятно было прочитать статьи В.Путина, посвященные многим вопросам организации гражданского общества, экономике, стратегии развития России. Но в первую очередь интересны были его мысли по поводу роли системы высшего образования в инновационном развитии страны. Мы полностью солидарны с тем, что фактически будущее страны в значительной мере зависит от будущего университетов России. И в этом смысле сделан правильный крен, правильный вектор выбран на развитие федеральных университетов, придания некоторым из них статуса национальных исследовательских университетов, ну и вообще поддержка научных исследований в большом числе иных университетов России. Правильным вектором я считаю и разрешение создавать при университетах малые инновационные предприятия, в которых могут работать выпускники, использовать результаты научных знаний кафедр и реализовывать их в рамках коммерческих структур, но вокруг университетов. Мне представляется, что сегодня роль университетов как площадок для интеграции фундаментальной, прикладной науки, высокопрофессионального образования и корпоративного бизнеса трудно переоценить. Это, с моей точки зрения, самые важные площадки для России. И если такие площадки будут организованы во многих районах нашей страны, то развитие регионов пойдет по-иному. То есть у регионов появляются возможности для устойчивого развития, потому что для этого нужны, кроме федерального, свои региональные центры, которые занимаются системно и детально основными проблемами экономики, экологии, энергетики, информационного обеспечения каждого конкретного региона. Думаю, что этот вектор выбран совершенно правильно, поскольку образование: и начальное, и среднее, и высшее - это системообразующая функция государства. И то, что лидер прямо об этом говорит - нам приятно.
Система образования, которая была заложена в основу Университета, в свое время была необычна, инновационна. На ваш взгляд, сейчас она подтвердила свою жизнеспособность и своевременность или нуждается в корректуре?
Я считаю, что идея, заложенная 17 лет назад в основу создания университета природы, общества и человека "Дубна", полностью подтвердила свою состоятельность по нескольким аспектам. Прежде всего, университет один из первых вузов России воспринял как базовую модель для высшего образования идеи Владимира Ивановича Вернадского, чье 150-летие состоится в этом году. И вы увидите, как страна и мир будет отмечать юбилей этого выдающегося мыслителя, философа, гражданина России. Нужно сказать, что эти идеи полностью реализованы на базе естественно-научного факультета, созданы и интенсивно работают мощные кафедры - экологии и наук о Земле, геофизики, устойчивого развития, институт социоприродных систем - все эти структуры работают эффективно и готовят специалистов новой формации. Я могу сказать, что недавно мне пришлось делать большой доклад в зале Президиума Российской Академии наук на заседании с участием Н.П.Лаверова, вице-президента РАН, министра транспорта И.Е.Ливитина и других специалистов, интересующихся нашей работой по экологическому контролю за строительством скоростных автомагистралей. Это сейчас сложнейший вопрос, в том числе строительство скоростной магистрали Москва-Санкт-Петербург и ЦКАД, который волнует всех жителей Московской области. Фактически, в качестве большой группы экспертов по экологическому контролю, эти эксперты взяты из университета "Дубна", и взять их было бы неоткуда, если бы не было этого университета. Создание сети скоростных автомагистралей - один из ключевых суперпроектов для современной России, который должен обеспечить связь всех регионов огромной страны. Это только один из примеров.
Сейчас науки интегрируются - био-, космо-, геофизика. Вам не кажется, что под эту тенденцию надо что-то менять, может, начиная со школьного образования?
Я полностью согласен с тем, что современная тенденция связана с появлением интегративных знаний. Вопрос это не такой простой, как кажется, потому что фактически представления об интегративных знаниях были введены еще в Древней Греции. Философы еще тогда говорили, что "мир един, природа не знает факультетов". Другое дело, что затем развитие науки, техники, технологий, создание всей техносферы, которая нас окружает, была связана с достижениями узких дисциплин - физика, химия, математика, электроника, геофизика. И если бы не было этих узко профилирующих дисциплин, не родились бы профессионалы, которые могли бы создать современные системы - спутники, ракеты и так далее. Но уже конец 20-го века показал, что слишком узкое профилирование воспитывает ученых-диггеров, которые погружаются в свою область и ничего кроме этого не знают, они очень хорошо разбираются в своей профессии, но дальше с ними не о чем говорить. Это определенная проблема, потому что во многих случаях люди, работающие даже в близких областях, могут друг друга не понимать из-за того, что их не интересует более широкий спектр вопросов, чем их собственная кандидатская, докторская или еще какая-то работа. И в этом смысле конец 20-го века характеризовался появлением такой интегративной науки, как синергетика. Она как раз и предназначена для того, чтобы предложить математический аппарат для сложных математических расчетов, моделей, многофакторных процессов, где на прохождение процессов влияют сотни факторов. Синергетика помогает определить влияние этих факторов в каждом конкретном явлении, каждом конкретном событии, идеологическом процессе, процессе в атмосфере, океане. Сейчас этим занимаются большие группы ученых, которые владеют математическим аппаратом синергетики. В этом смысле действительно возникают еще такие интегративные области знаний, как науки о живом или науки о Земле, когда фактически огромный комплекс наук - геология, геофизика, геохимия, палеонтология и так далее - интегрируется коллективами ученых, чтобы получить цельное представление о том, как устроена Земля, как она живет, по каким законам. Точно так же формируется крупный блок знаний интегративной науки о жизни, или науки о живом. Кстати, у истоков этого были идеи Вернадского, между прочим; он один из первых ввел понятие живого вещества. Он говорил о живом и костном веществе. Костное - это неорганическая материя. А живое - все живое вещество, которое находится в биосфере. Так что действительно, с моей точки зрения, 21-й век будет веком интегративных знаний.
Теперь о том, что касается молодежи. У молодежи сегодня, по крайней мере, в 90-х, нулевых годах, пропал интерес к занятию серьезными, сложными науками. Мало кто хотел заниматься серьезно, что-то рассматривать под микроскопом, решать какие-то задачи, строить сложные модели - все стремились под влиянием средств массовой информации, под влиянием социальных процессов приобретать совсем другие специальности, вы об этом знаете, можно дальше не говорить. Определенное влияние на ситуацию оказало массовое увлечение молодежи Интернетом, и в результате у многих ребят сформировалось клиповое мышление. Они воспринимают отдельные кусочки, взятые из Интернета, но абсолютно не представляют себе, как устроена земля, как устроено общество, как устроен человек. Это противоречит университетскому подходу так называемого Гумбольдтского университета, когда студенты, независимо от того, какую специальность получат в итоге, должны получить базовые, интегративные знания, чтобы видеть мир не по кусочкам, а в целом, на каком-то уровне понимания, конечно. Поэтому здесь, собственно, две проблемы. С одной стороны, повысить престижность и значимость серьезных наук (я имею в виду физику, химию, биологию, геологию, цикл технологических наук - космонавтика, геофизика и так далее) и привлечь сюда наиболее толковых людей. А вторая - попытаться привить молодежи интерес именно к интегративным знаниям, к системному пониманию окружающего мира. Я думаю, с этим будут связаны многие процессы, которые позволят гармонизировать и наше общество. Мы видим, что сейчас ситуация непростая - все эти митинги с диаметрально противоположными целями говорят о разобщенности общества. И объединить интересы подавляющего большинства людей - это серьезная проблема, в частности это задачи и социологии, и геополитики. Но это уже другой разговор.
Материал подготовила Галина МЯЛКОВСКАЯ, фото Павла КОЛЕСОВА.
|