Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный N 1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Молодежь и наука

Школа роста специалистов

Завершила свою работу Международная молодежная школа "Современная нейтронография", которая уже в четвертый раз проводилась в ЛНФ ОИЯИ.

Более 50 студентов, аспирантов, молодых ученых из университетов и научных центров России и зарубежья познакомились с ключевыми научными направлениями, узнали о современных методах исследования функциональных и наноструктурированных материалов, нанотехнологиях, получили представление об актуальных проблемах физики конденсированного состояния вещества, материаловедения, химии, биологии и смежных областей. В ходе школы ее участники не только познакомились с парком спектрометров реактора ИБР-2М, но и смогли под руководством сотрудников лаборатории выполнить экспериментальные работы на пучках реактора.

В программе - самое актуальное

Лекторами школы стали ведущие специалисты российских и зарубежных центров, сотрудники ЛНФ. Они познакомили участников с методами современной нейтронографии и нейтронной спектроскопии, дифракцией нейтронов и малоугловым рассеянием, возможностями синхротронного излучения, новыми материалами для нанотехнологий, а также рассказали о создании лекарств, замедляющих старение, о новостях электроники или о том, как управлять квантом.

Открывая школу, председатель оргкомитета директор ЛНФ А.В.Белушкин напомнил, что только четыре года назад лаборатория выиграла контракт Министерства образования и науки на проведение школы, а два года назад она стала уже международной. Программа школы включает лекции по различным областям естествознания: физики, химии, биологии, материаловедения и специальные лекции из области нейтроноведения. Лабораторные работы позволят ее участникам понять, какие возможности дают методы рассеяния нейтронов для различных направлений естественных наук, включая науки о Земле, создание новых лекарственных препаратов и других. "У вас будет уникальная возможность потрогать своими руками экспериментальные установки на нашем исследовательском реакторе, провести на них измерения, - отметил А.В.Белушкин. - Очень приятно, что из полусотни иногородних участников очень многие приехали впервые, тем более и по условиям контракта состав школы должен обновляться, и мы с легкостью выполняем это условие. Широка география участников школы - Москва, Санкт-Петербург, Казань, Тула, Троицк, Обнинск, Украина, Белоруссия, Армения, Словакия, Польша. Это при том, что мы не учитываем участвующих в школе молодых сотрудников ЛНФ из других стран". А.В.Белушкин выразил благодарность министерству образования и науки за финансовую поддержку школы, а ОИЯИ - за организационную.

Лекционную программу школы открыл директор ОИЯИ академик РАН В.А.Матвеев, рассказавший о перспективных направлениях развития научной программы Объединенного института. А вначале он приветствовал всех участников школы в Дубне, заметив, что ему всегда приятно выступать перед молодежной аудиторией.

- Основная часть программы школы из года в год повторяется, хотя и ее мы стремимся развивать и делать более интересной, - рассказал дубненским журналистам А.В.Белушкин. - Для этого мы опрашиваем участников школы и стараемся учитывать их пожелания. Второй блок программы посвящен актуальным проблемам естествознания. Мы приглашаем лекторов - наиболее интересных специалистов в самых актуальных областях науки, чтобы молодые люди могли получить информацию от наиболее компетентных ученых о самых современных проблемах естествознания, не обязательно связанных с нейтронным рассеянием. И в этой части мы также стараемся не повторяться.

Реактор ИБР-2М выходит на мощность: завтра мы проведем испытания холодного замедлителя, а со среды он выйдет на полную мощность и начнет работать на физический эксперимент. Для проведения лабораторных работ этой школы физики выделили несколько часов на пучках реактора. Участники смогут на предоставленных модельных образцах, обычно служащих для калибровки, провести реальную экспериментальную работу: подготовить образец, открыть пучок нейтронов, накопить сырые экспериментальные данные, провести компьютерный анализ, сравнить полученные результаты с имеющимися данными.

После трех проведенных школ уже можно говорить об их эффективности: у ребят возникает интерес к проведению экспериментов на нашем реакторе, к нам поступают заявки на эксперименты на ИБР-2М от бывших участников этих школ. Это взаимно полезная работа, поскольку ребята предлагают нам новые идеи, зарождаются новые контакты.

Сопредседатель оргкомитета школы Д.П.Козленко:

- Из рассматриваемых на школах методов исследования с нейтронами традиционно наибольшей популярностью у участников школ пользуется метод малоуглового рассеяния нейтронов, который можно использовать для исследования в том числе различных наносистем, он позволяет создавать материалы в наномасштабе. Многие интересуются дифракцией - это базовый метод, используемый для различных исследований кристаллических структур, есть интерес к рефлектометрии, к методике эксперимента с нейтронами, - одним словом, есть из чего выбирать.

Я очень рад, что мы уже в четвертый раз проводим эту школу, - значит, она востребована, причем к нам едут молодые люди из разных регионов. Это те, кому интересны занятия наукой, интересны методы нейтронографии. Ведь сегодня многие технологии выходят из фундаментальных исследований и без них не обходятся новые разработки.

Приобщиться к научной "кухне"

С лекцией на школе выступил и академик НАН Молдавии В.Г.Канцер:

- Такие школы являются настоящими школами роста - это я помню по собственному опыту, поскольку в молодости участвовал во многих аналогичных школах. На конференции можно получить лишь обрывки информации, на школе - узнать все подробнее, познакомиться с какими-то элементами "кухни", в этом смысле для молодых они полезнее.

Нынешняя школа более широкого формата, чем только по нейтронографии. В частности, в своем докладе я рассказал о топологических диэлектриках, их функциональных исследованиях. Интерес аудитории вызвали магнитный монополь и ряд других экзотических свойств материи, частично предсказанных, частично изученных. Помимо когнитивных аспектов эти исследования имеют и практическое значение: исследования экситонного электрического диполя могут вылиться в разработку многофункциональных материалов, откликающихся на воздействие и магнитного, и электрического полей, о чем я и рассказывал ребятам.

Мощное развитие сейчас переживает спинтроника, где определенное топологическое состояние заложено от природы. Здесь основное направление исследований - создание спин-инжекторов, поскольку их отсутствие составляет основную проблему спинтроники. Майорановское состояние открывает путь к созданию квантового компьютера, концептуальная схема которого разработана давно, а если будут обнаружены майорановские квазичастицы, то и в его реализации наметится сдвиг. А долгожданный момент их экспериментального открытия, несомненно, близок. Как организовать такие частицы в квантовый компьютер - с точки зрения математики это все проработано, остается вопрос реализации в "железе". В электронике использование топологических изоляторов дает на порядок-два лучшие характеристики, чем кремний или графен, причем эти свойства заложены на поверхности, их не надо специально создавать. Открываются новые возможности для создания полевых транзисторов в классическом исполнении и в туннельном, причем в последнем может быть получен на порядок больший эффект. И здесь уже есть первые разработки, получены первые наноустройства. Новые возможности открываются и по термоэлектрическому преобразованию - я рассказал об американском проекте DATA по созданию новых термоэлектрических устройств.

Для молодежи исследования в области физики конденсированных сред - это обширное поле, на котором они могут удовлетворить свои когнитивные запросы и выйти на уровень практических разработок.

Возможности реактора впечатляют

Студентка химического факультета МГУ Любовь Беляева: Я очень довольна этой школой: лекции разносторонние, хорошо воспринимаются, достаточно доходчивы не в ущерб глубине изложения материала, - большое спасибо лекторам. Очень полезно было их послушать: и по моей области, и в смежных, - для расширения кругозора. Больше начинаешь понимать, что происходит в современной науке.

Студент кафедры физики Тульского госуниверситета Чан Тьен Тханг: Физика конденсированного состояния - основное направление моей специализации, но, к сожалению, в нашем университете можно освоить только исследования с помощью рентгеновского излучения. Здесь же я много узнал о методах нейтронографии и о возможностях ОИЯИ в этой области физики. Вьетнамские студенты предыдущих выпусков уже работают здесь или учатся в аспирантуре. Я тоже надеюсь поступить в аспирантуру. Школа понравилась, лекции интересные и доходчивые, например, узнать о создании новых лекарств против старения мне было очень интересно. Большое спасибо оргкомитету за хорошую работу.

Студентка кафедры химии Тульского госуниверситета Ле Тхи Нгует: Мне было немного сложнее, поскольку я не физик, но некоторые вещи глубоко заинтересовали. Очень понравились лабораторные работы на реакторе, ведь лекции в конце концов можно где-то прочитать, а получить практические знания - только здесь.

Аспирант Белорусского госуниверситета Наталья Боборико: Я впервые в ОИЯИ, и мне все очень понравилось - и организация школы, и сами лекции, очень информативные, дающие и азы теории, и самую последнюю информацию. Самый важный аспект - прикладной. Я занимаюсь смешанными композитными материалами и нейтроны интересны для меня как метод их исследования. У нас есть реактор в Соснах, но у меня не было возможности там побывать. На школе я впервые увидела реактор и разные экспериментальные установки, его практические возможности впечатляют. Пообщалась с ребятами из "Курчатовского института", но они инженеры, им это все ближе.

Ольга ТАРАНТИНА,
фото Елены ПУЗЫНИНОЙ


Техническая поддержка - ЛИТ ОИЯИ Веб-мастер ЯРЮРХЯРХЙЮ