|
|
Ветераны нашего Института
Юбилей художника
2 февраля старшему художнику научно-информационного отдела Объединенного института ядерных исследований Юрию Георгиевичу Мешенкову исполнилось 75 лет.
Юрий Георгиевич - выпускник Федоскинского художественного училища и Московского полиграфического института (факультет художественного оформления печатной продукции). Он сотрудничал с издательством "Плакат", работал в Дмитровском художественном фонде, занимался резьбой по дереву и мозаичными работами. Разрабатывал сувениры, юбилейные значки и медали.
С 1960 года Ю.Г.Мешенков работает в Дубне, в Объединенном институте ядерных исследований: оформляет витрины и интерьеры магазинов, общественных зданий и улиц, определяя, в своем роде, лицо нашего города. Он автор герба города Дубны.
Ю.Г.Мешенков - член Союза художников России, квалифицированный специалист, исполнительный и ответственный. Он участвует в художественном оформлении юбилейных и праздничных мероприятий ОИЯИ; осуществляет оформительские работы по подготовке к печати журнала "Новости ОИЯИ", годового отчета ОИЯИ, книг, буклетов и других изданий о деятельности Института; в подготовке материалов для экспозиций ОИЯИ на выставках и фотовыставках, тематических научных конференциях; разрабатывает эскизные проекты сувенирной продукции ОИЯИ.
Друзья и коллеги сердечно поздравляют Юрия Георгиевича с юбилеем! Надеемся, что его новые работы на выставках творчества художников Дубны, непременным участником которых он является, подарят нам много ярких и глубоких впечатлений. Успехов в творчестве, новых смелых дерзаний!
Автограф юбиляра
Свои первые рисунки Юра Мешенков, неполных пяти лет, делал в родной Яхроме, сидя в погребе родного дома во время немецкого наступления. Стало быть, была поздняя осень - начало зимы сорок первого... Представляю себе, как деловито собирал он в начале очередной бомбежки карандаши, альбом и самозабвенно выводил на шероховатой поверхности бумаги танки и самолеты. А что это была именно наша военная техника - не сомневаюсь, этой темой грезили все мальчишки военных лет.
В семье было пятеро детей. После семилетки мать решила отдать Юрия в Федоскино, где учились его двоюродные братья: все-таки там кормят, обувают, одевают, а семья осталась без кормильца - отец погиб на фронте. Учиться было интересно.
Собираясь в армию, Юрий взял с собой этюдник, краски, кисти. Однако специфика армейской службы не всегда совпадала с вольными устремлениями художника. Его работы попали на глаза армейскому начальству, и сержант сказал по поводу обнаженной натуры, присутствовавшей среди набросков молодого бойца: "Кисти и краски забираю, перед демобилизацией верну. И нечего тут деморализовывать личный состав всякой похабщиной!". Сержант оказался неправ в своем служебном рвении: способности художника проявились при оформлении ленинских комнат, штаба, казарм. Тот, кто служил в то время, знает, что хорошие художники в армии были на вес золота, потому что любая высокая комиссия, приезжавшая в часть, прежде всего обращала внимание на наглядную агитацию. Такая была у молодого художника школа, с которой он приехал в молодую Дубну.
Дубна 60-х... С ностальгической грустью вспоминают это время уже пожилые романтики, дожившие здесь до зрелых лет и вырастившие детей, растящие внуков. Как переполнялся зал Дома культуры, в котором шла любительская постановка "Иркутской истории" (декорации Юрия Мешенкова). Какими яркими казались декоративные детали интерьера кафе "Нейтрино" и других предприятий общепита. Как много труда Мешенкова и его коллег было вложено в оформление гостиницы, Дома культуры перед знаменитой Рочестерской конференцией 1964 года...
Юрий принимал творческое и мастеровитое участие в оформлении институтских выставок в Женеве и Варшаве... Но - о самом сокровенном как-то не принято говорить вслух, и он предпочитает молчание, когда заходит речь о его пейзажах. Он скромен и душевно деликатен. Не любит, когда вокруг этюдника "на пленэре" собирается толпа, поэтому городскую натуру пишет по вечерам, старается выбирать уединенные места. А вечерние прогулки по берегам вокруг Ратмино дают силы для новых работ. Тонизируют. И даже в Женеве, любуясь романтическим великолепием знаменитого озера, окруженного позолоченными осенью холмами, и фантастическими горными ландшафтами, он вспоминал родные пейзажи...
На одной из персональных выставок Мешенкова дети и подростки подходили к автору и признавались, что хотят научиться писать так же. Внимание подрастающих дубненцев автору выставки было очень приятно.
- Кто ходит в церковь с верой в душе, человека не ударит. Кто занимается музыкой, живописью - тоже. И мне кажется, несмотря на все эти политические бури, жизнь начинает поворачиваться к нам своими светлыми сторонами...
Мне все нравится в природе - и дожди, и морозы, и солнце, и ветер. Подмосковье наше - бесподобно...
Еще не знаю, как буду писать завтра. Наверное, как-то по-другому...
(Из книги Е. Молчанова "Записки островитянина". Дубна, 2006)
|