Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный N1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Августовский педсовет

Средняя школа: итоги, проблемы, концепции

29 августа в ДК "Октябрь" состоялся традиционный ежегодный большой педсовет педагогов города - муниципальная конференция педагогического сообщества. С основным докладом на конференции выступила начальник управления народного образования администрации города Т.К.Виноградова.

Общая картина - хорошая

По результатам независимой экспертизы министерства образования Московской области муниципальная система общего образования Дубны имеет самый высокий рейтинг среди 72 районов области. По данным независимого социологического опроса, положительно оценили ее деятельность 51 процент респондентов. Это позволяет Дубне занять 7-е место среди 80 городов Московской области.

На конец учебного года в школах города обучались 5116 человек, их успеваемость на конец года составила 100 процентов, что превышает показатели прошлых лет. 8,75 процента выпускников награждены золотыми или серебряными медалями. Из них 11 человек окончили лицей N6, остальные - школы NN 1, 2, 3, 4, 8, 9, 10, лицей "Дубна". Уже четыре года ни один учащийся наших школ не был отчислен за неуспеваемость - это значительный показатель. Оценку качества получаемых знаний дает независимая экспертиза, которая в этом году была проведена на всех ступенях среднего образования.

Малыши-неплохиши

Итоговые работы по русскому языку и математике для учащихся четвертых классов проводились в мае. Контрольные по математике без ошибок написали 52 процента ребят (здесь надо учесть критерии оценки, которые любое исправление в работе считают ошибкой). Средний балл по городу составил 4,35 (в прошлом году - 4,03). Качество знаний на 4 и 5 продемонстрировали 89 процентов учащихся. Диктант и грамматическое задание по русскому языку четвероклашки выполнили в среднем по городу на 4,04 балла (3,81 - в прошлом году). На 4 и 5 написали работы 78 процентов учащихся. 100-процентную успеваемость по русскому языку показали выпускники 4-х классов школ NN 1, 2, 3, 5, 6, 8, 9, "Гвоздика". К сожалению, по 2 процента учащихся не смогли выполнить итоговую работу и по русскому, и по математике.

Девятые классы: баллы и предпочтения

Государственная итоговая аттестация в этих классах впервые проводилась с использованием автоматизированной информационной системы "Экзамен" и независимой проверкой работ. Средний балл итоговой работы по алгебре оказался выше прошлогоднего и равным 4,05 (по области он составил 3,95). С русским языком ситуация чуть хуже: среднегородской балл - 3,93 (по области - 3,83). По результатам итоговой аттестации подтвердили или повысили свою годовую оценку по алгебре 95,3 процента учащихся, по русскому языку - 93,9. Экзамены по выбору для поступления в профильный класс в 9-х классах в 2010-2011 учебном году сдавали 334 учащихся. На "отлично" профильные экзамены сдали меньше половины (46,4), а пятеро из 351 старшеклассника, участвовавших в итоговой аттестации, вообще ее не прошли. Здесь есть над чем задуматься.

В выборе профильных предметов сохраняются предпочтения прошлого года: лидирует обществознание (49,8%), популярны информатика (24,5) и английский язык (20,2). В этом году выросло в три раза (до 25%) число школьников, выбравших и физику. Может быть, это начало конца эпохи экономистов и юристов?

Единый и последний

ЕГЭ по русскому языку в 2011 году писал 351 выпускник. Трое экзамен не сдали. Средний балл улучшился на 6,5 процента, примерно так же, как и по области. ЕГЭ по математике сдавали тоже 351 школьник. Сдали, в среднем, хорошо - средний балл улучшился на 9 процентов, но пять человек не справились с заданием.

Набранная статистика контрольных мероприятий позволяет определить уровень преподавания школьных предметов. Самый высокий уровень преподавания (71,83% учащихся получили балл выше среднего) - английский язык, затем идут русский и математика (по 67,53), обществознание (66,29), литература (65,85), химия (65,71), информатика (63,95), история (57,69), география (57,14), биология (56,14) и самый низкий уровень у физики - 52,33 учащихся (практически лишь половина школьников показала уровень знаний выше среднего - для наукограда это позор!).

Рейтинги, рейтинги...

Есть у педагогического сообщества специфические способы подсчета высокого уровня подготовки школьников. В рейтинге по данному показателю в городе лучше всего выглядит математика (33,9 % учащихся показали высокое качество знаний), на втором месте физика (32,56 и это несмотря на то, что средний уровень подготовки по физике самый низкий, получается, наши дети знают физику или хорошо или не знают совсем). Далее идет русский язык - 32,48 процента учащихся с высоким уровнем подготовки, география (28,57), английский язык, хотя общие результаты по английскому языку соответствуют II месту по области, и самый плохой результат в этом году по истории - всего 5,77 процента учеников показали высокое качество знаний, тогда как по области их оказалось вдвое больше - 10,72.

150 школьников в Московской области смогли набрать на ЕГЭ 2011 года по 100 баллов. Среди них есть и дубненцы: Елена Фефелова (школа N3), Анастасия Разаева (школа N10), Елизавета Ляпина (лицей N6) - по русскому языку (73 человека в области); Ульяна Курилина (лицей N6) - по литературе (14 - в области).

А здоровье-то не "ах"!

Лично меня неприятно поразила информация об уровне здоровья дубненских школьников. По доле учащихся с первой группой здоровья (по медицинской классификации эта группа объединяет детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки критериям здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, имеющих отставание в нервно-психическом развитии не более чем на один эпикризный срок) наш город оказался на шестом месте с конца среди всех 80 городов области! У нас чуть более 20 процентов относительно здоровых школьников, тогда как в Звездном городке, занявшем первое место в этом рейтинге, их более 60. В Дубне отмечен рост заболеваний центральной нервной системы, органов зрения, эндокринной системы. Это при том, что по сравнению с прошлым годом уровень здоровья немного повысился. Такая ситуация не позволила Дубне сформировать команду для "Президентских игр": мы не смогли набрать 8 девочек и 8 мальчиков первой группы здоровья из одного класса одной школы города!

Но меры принимаются: уже разработана целевая программа "Здоровая школа", с этого учебного года введен третий урок физкультуры, растет число школьных спортивных секций, в которых занимаются 41 процент учащихся (в прошлом учебном году их было 35, а по Московской области этот показатель составляет 31).

Найти и поддержать

Поддержка талантливых детей - одна из составляющих новой национальной образовательной программы "Наша новая школа". Эта поддержка осуществляется через олимпиады всех уровней, интеллектуальные игры-конкурсы, творческие конкурсы. В прошедшем учебном году количество школьников, участвовавших в этапах всероссийских олимпиад, превысило 6000, хотя на самом деле участников было 2108, многие из них участвовали в двух-трех и даже четырех олимпиадах. Больше всего участников собирают олимпиады по математике, обществознанию, праву, русскому языку, истории.

Наиболее активными участниками олимпиад в 2010-2011 учебном году стали лицеи N6, "Дубна", школы NN 9 и 5. Среди дубненских школьников есть победитель и три призера заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников. Это Ильяс Агакишиев (10 класс лицея N6, немецкий язык), Павел Семашко (10 класс лицея N6, информатика), Сергей Дедович (10 класс лицея "Дубна", физика), Максим Подлесный (9 класс лицея "Дубна", физика). А в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников у нас два победителя и 24 призера. Поздравим учителей, подготовивших двух и более победителей либо призеров регионального этапа: Н.С.Семашко, учитель информатики лицея N6, М.Ю.Замятнин, учитель физики лицея "Дубна", Г.Ю.Дунина, учитель немецкого языка лицея N6, Н.А.Коваленко, учитель географии и ОБЖ гимназии N11.

Сближаем науку со школой

В прошлом учебном году состоялись три городские научно-исследовательские конференции, на которых были представлены 340 работ учащихся 4-11 классов. Наиболее активно в них участвовали учащиеся лицеев N6, "Дубна", гимназии N 3, школ NN 4, 9, 10. Сборная команда учащихся города Дубны под научным руководством учебно-методического центра ОИЯИ приняла участие в Физическом марафоне городов-наукоградов "Шаг в науку". Финал марафона прошел 19 апреля в Троицке. Команда учеников школ города Дубны заняла первое место в номинации "За научность" с проектом "Сцинтилляционные датчики для регистрации широких атмосферных ливней". Над проектом работали учащиеся гимназий N 3 и 11, школы N7, хотя приглашались все школы города.

С апреля этого года начал работать лекторий для школьников ОИЯИ. Прослушали его лекции и побывали на экскурсиях в лабораториях учащиеся школ NN 7, 9, 11. Продолжает работать городское научное общество учащихся и клуб "Прометей". В них на конец года занимались, соответственно, 146 и 198 школьников (в прошлом году - 136 и 120). Самые многочисленные предметные секции - секция математики (38 чел.), руководитель А.В.Моисеева, и физики для 7-х классов (78 чел.), руководитель А.А.Леонович. Наиболее активно посещают предметные секции городского научного общества учащиеся ОУ NN 6, 11, 3, "Дубна". Нет участников из школы N2, хотя на ее базе работает секция химии, всего 3 участника общества в школе N9, а на ее базе работают самые многочисленные секции: физика и математика.

Ольга ТАРАНТИНА


Техническая поддержка - ЛИТ ОИЯИ Веб-мастер ЯРЮРХЯРХЙЮ