Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный N1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Молодежь и наука

Эксперимент. Теория. Практика.

Эти "три кита", сформулированные некогда в известной книге П.Л.Капицы, легли в основу XV научной летней школы молодых ученых и специалистов ОИЯИ.

Лето знаменует собой наступление повышенной активности в проведении всевозможных научных школ, конференций и съездов. На фоне такого многообразия не осталась незамеченной XV научная летняя школа молодых ученых и специалистов ОИЯИ, проходившая на площадке ЛЯП и на острове Липня с 14 по 16 июля. Уникальность очередной школы заключается в создании условий для формирования сплоченного коллектива молодежи, способной решать стратегические задачи ОИЯИ, ее разностороннего развития. Организаторы стремились к балансу между обзорными лекциями ведущих ученых по научным исследованиям ОИЯИ, рассказами молодежи о своей работе и возникающих проблемах, обсуждением молодежной политики Института в научной и социальной сферах. Надо отметить, что в следующих школах ОМУС дополнительно планируется ввести психологические курсы, курсы по управлению проектами, практикум по технике безопасности и другие полезные темы.

XV школа по традиции получилась насыщенной и интересной. Открыли ее в конференц-зале ЛЯП две удивительные обзорные лекции ведущих специалистов и популяризаторов науки: "Эксперименты на LHC: первые результаты и перспективы" - Сергей Владимирович Шматов и "Физика сильных взаимодействий на Тэватроне" - Николай Борисович Скачков. Обзорные лекции, как это повсеместно принято, были научно-популярными, чтобы все сотрудники нашего многопланового Института усвоили материал. Значение таких лекций трудно переоценить. Ведь они не только расширяют кругозор, но и консолидируют научную молодежь, показывая достигнутые результаты и глобальные задачи, которые еще предстоит решить совместными усилиями. Это определенным образом стимулирует и мотивирует ученых и специалистов, работающих не только в данных исследованиях. Мне кажется, наш Институт и наш город испытывают нехватку подобных обзорных лекций, и мы очень рады, что наша школа подарила такое событие всем сотрудникам ОИЯИ.

Следующий этап школы проходил уже в туристическом приюте ОИЯИ на острове Липня в Московском море. Немного печально, что положение дел в туристическом приюте "Липня" пока не позволяет полноценно насладиться отдыхом и работой. Из-за этого, если честно, оргкомитету школы было неловко приглашать на Липню ведущих ученых. Но, по уверению руководителя Управления хозяйственного обслуживания и капитального строительства ОИЯИ Станислава Олеговича Лукьянова, в чье ведомство совсем недавно перешел приют, ситуация будет постепенно меняться к лучшему согласно установленному плану.

Аппетит на Липне, как всегда, отменный...

На "островной" части школы слово для докладов было предоставлено самим участникам. Атмосфера таких докладов дорогого стоит. Потому что все мы почти одного возраста и можем общаться на равных, без стеснения задавать вопросы не только по теме доклада, но и узнать, допустим, какая ситуация в той или иной научной группе, есть ли дополнительные вакансии и т.д. Александр Филиппов (ЛФВЭ) прочел обширный доклад по истории развития и современному состоянию ускорителей. Так как многие ребята работают на базовых установках ОИЯИ, то доклад был для них познавательным и востребованным. Таким образом, к восприятию моего доклада об ускорительном комплексе ЛФВЭ и проекте NICA после выступления Александра аудитория была уже подготовлена. Сначала я отдал должное гордости СССР и ОИЯИ - синхрофазотрону и научным открытиям, сделанным на нем. Потом перешел к физической программе будущего коллайдера и экспериментам на фиксированных мишенях на пучках Нуклотрона. Проект NICA, как и ожидалось, вызвал много вопросов, так как о нем сейчас много пишут в СМИ и публикуют порой не совсем проверенную информацию. Многих интересовали финансово-организационные вопросы: сколько на самом деле нужно денег для строительства всего ускорительного комплекса, сколько платят сотрудникам проекта, каков сейчас статус проекта и т. д. Михаил Барабанов открыл перед нами возможности эксперимента PANDA (FAIR) и, в частности, исследований по поиску различных состояний чармония. Очевидно, что молодым людям не хватает общедоступной популярной информации по всем проектам, проводимым в ОИЯИ. Проблемн-тематический план Института для таких целей не годится. Было высказано предложение создать отдельную структурированную интернет-страницу по всем проектам ОИЯИ.

Дмитрий Дряблов с докладом об ускорительном комплексе ЛФВЭ и проекте NICA.

Семинары по молодежной политике открыли председатель совета ОМУС Александр Айриян и консультант совета Евгений Углов. Вполне естественно, что сначала заслушали интересующий многих вопрос о жилье для молодежи ОИЯИ. Незавидную ситуацию с жильем и, вследствие этого, неуверенность молодежи в завтрашнем дне не смогло смягчить даже сообщение о строительстве нового дома по заниженным ценам рядом с особой экономической зоной на левом берегу. Как все знают, ОМУС прикладывает много усилий для решения проблемы с жильем, но для продвижения проектов не хватает инициативных людей.

С интересом воспринята идея по учреждению полноценного научного конкурса молодежи ОИЯИ совместно с РФФИ, тем более что устная договоренность с руководством РФФИ уже есть. Это позволит поднять величину грантов (на данный момент она составляет в среднем 10 000 рублей в месяц) и оптимизировать их распределение. В конечном итоге Александр Айриян озвучил все вакансии по основным направлениям деятельности ОМУС, в которых наши ровесники могут проявить свои силы. Так что закончим эту часть лозунгом-призывом: "Молодежь ОИЯИ! Кто хочет изменить ситуацию в ОИЯИ в лучшую сторону в профессиональном и социальном аспектах - приходите в ОМУС и берите инициативу в свои руки!".

Интригующей была познавательно-спортивная часть школы. Кроме привычных соревнований по футболу и волейболу в эту программу был включен спортивно-туристический конкурс, который придумал и осуществил Роман Пивин. Этапы туристической эстафеты, которые командам из пяти человек нужно было пройти как можно быстрее и качественнее, моделировали вполне жизненные ситуации, с которыми сталкиваются люди в походе, - сооружение носилок для потерпевшего, сборка и разборка палатки, разжигание костра из минимума материалов, переправа по канатному мосту и т.д.

Мало самому сделать носилки - надо на них пронести "больного".

Особый интерес вызвали практические занятия по виндсерфингу, которые провел Алексей Серочкин. Очень многие захотели продолжать занятия по этому популярному виду водного спорта по приезде в Дубну. Мало кто знает, что ранее популярная секция по виндсерфингу оказалась на грани закрытия. И теперь, благодаря усилиям ОМУС ОИЯИ, в эту секцию вдохнули новую жизнь.

Практические занятия по виндсерфингу.

Не могу не поблагодарить членов оргкомитета школы за большую организационную работу, всех участников школы - за плодотворное участие и поддержку, особенная благодарность - поварам Галине Вячеславовне Ермолаевой и Евгении Романовне Стройковой за обеспечение питания участников школы в сложных полевых условиях.

А теперь - слово участникам:

Елена Пряничникова (Отдел международных связей): Для меня Летняя школа молодых ученых и специалистов ОИЯИ на Липне - это хорошая возможность познакомиться с актуальными научными исследованиями, проводимыми учеными нашего Института, пообщаться с молодежью, работающей в ОИЯИ, узнать о событиях, интересных молодым, обсудить проблемы и, возможно, вместе найти пути их решения, узнать о текущей работе ОМУС. Хотелось бы, чтобы в будущем в программе Школы было побольше активных и обучающих видов деятельности, таких как, например, обучение виндсерфингу и замечательный спортивно-туристический конкурс, организованные в этом году. Я участвую в этой Школе уже не в первый раз, и у меня неизменно остаются очень хорошие впечатления, прежде всего от общения на лоне природы.

Песни у костра - традиции летних школ.

Михаил Барабанов (ЛФВЭ): Школа организована на достаточно высоком уровне. Затронуты различные научные и организационные аспекты, особенно связанные с привлечением молодых кадров в перспективные физические исследования на различных экспериментальных установках. Для этого необходимо предоставление большего объема информации для молодежи о проводимых исследованиях в мире, допустим, через сайт ОМУС ОИЯИ.

Дмитрий ДРЯБЛОВ, председатель оргкомитета Школы


Техническая поддержка - ЛИТ ОИЯИ Веб-мастер ЯРЮРХЯРХЙЮ