| |||||||
Архив | Содержание номера | О газете | На главную | Фотогалерея | WIN | ||
Ученые - школьникам Обучение с увлечением: сделано в ДубнеПомнится, был в свое время киножурнал "Хочу все знать!", его крутили перед фильмами в кинотеатре. И это была отличная идея - пока опоздавшие усаживаются на свои места, дисциплинированные пытливые и любознательные получают очередную порцию знаний. На предприятиях это называется тайм-менеджментом, в школьной среде - дополнительным образованием. А в Дубне идея совмещать приятное с полезным, обучать детей, "разговаривая" с ними на языке компьютерных игр, получила еще более оригинальное воплощение. "Мой первый коллайдер" - признаюсь, меня позабавила эта жизнеутверждающая фраза, но еще больше удивило игровое приложение, которое так называется. Оно дает представление о том, как сталкиваются частицы и что происходит в результате, причем для этого не нужно обладать какими-то специфичными знаниями по ядерной физике. Щелкаешь кнопкой мыши, выбираешь протоны-нейтроны, а остальное делают за тебя анимированные герои, они же покажут, к чему приводят такие эксперименты... Этот виртуальный коллайдер - один из образовательных продуктов, разработанных научно-хозрасчетным подразделением ОИЯИ "Международный интернет-журнал" (НХП МИЖ) в сотрудничестве с ОИЯИ, Брукхейвенской национальной лабораторией и фондом "Династия". "Десять лет назад мы начали совместный проект ОИЯИ - БНЛ, чтобы популярно рассказать о науке школьникам, - рассказывает начальник отдела ЛФВЭ, директор НХП МИЖ профессор Юрий Анатольевич Панебратцев. - Интерес к науке в обществе ослабевал, а надо было привлечь молодежь, думать о том, кто продолжит дела, которые начинались в Дубне, в Брукхейвене, да и во всех научных центрах. Вот этим мы и занимаемся в разных формах - сайты в Интернете, учебные пособия, материалы для учителей и родителей, выставочная деятельность. Мне бы хотелось, чтобы подробнее об этом рассказали наши молодые сотрудники. В основном это выпускники дубненского университета, которые специализируются в области информационных технологий, программировании, дизайна. Все наши продукты внешне выглядят простыми, но в них используются современные достижения информационных технологий, и для этой простоты создатели должны знать очень много сложных вещей. Дизайн, вы видите, привлекательный, яркий, а это требует таланта и творческого подхода".
Учебник скучным не покажетсяОб одном из направлений - интерактивных интернет-проектах рассказывает Ксения Клыгина, руководитель отдела сценариев и тестирования: "У нас два сетевых проекта. Первый, на сайте www.oscteam.com, международный научно-образовательный журнал для школьников Online Science Classroom с множеством образовательных модулей по естественным наукам. Это обучающие анимированные уроки, тренажеры, игры. Наш сайт называется интернет-журналом, потому что на нем постоянно появляются новые материалы, популяризирующие достижения современных науки и технологий. Он предназначен как для школьников, которые хотят только восполнить пробел в знаниях, так и для тех, кто хочет узнать что-то новое по естественным наукам. Второй сайт www.yroki.com, где мы представляем новый проект "Простая математика. Шпаргалка для родителей". Здесь мы начали размещать свои новые работы - уроки, тренажеры, игры на темы, которые трудно даются детям в школе, например простые дроби, устный счет и так далее. Сейчас на сайте доступны интерактивные обучающие модули по простым дробям для 5-6-х классов: объяснение с анимированными героями-воронятами и тренажеры, которые содержат огромное число заданий; ребенок их может решать так долго, пока ему интересно. В качестве оценки даются советы-комментарии - должен ли он еще позаниматься или тема усвоена. На подходе у нас игра "Устный счет", которая будет сделана в виде тетриса - дети, играя и решая задачки на устный счет, набирают очки, зарабатывают статусы. Вторая часть названия: "Шпаргалка для родителей" означает, что материалы сайта смогут помочь родителям, если у ребенка возникают трудности с какой-либо темой по математике. Во всех наших образовательных продуктах очень привлекательная анимация, которая учитывает возрастные особенности ребенка". Яркая, привлекательная форма - это замечательно, но какие навыки и знания приобретают дети вместе с игрой? Кто регламентирует образовательную составляющую, контролирует объем материала, последовательность его усвоения? Какие специалисты и какого уровня трудятся над тем, чтобы наши дети играли в осмысленные, полезные игры на компьютере? Об этом я спросила Викторию Белага, ведущего научного сотрудника ОИЯИ: "Лучше всего это демонстрирует проект, который мы реализуем с издательством "Просвещение", - создание учебно-методического комплекта по физике для школ. Этот комплект уже существует в реальной жизни, по учебникам физики для 7-8-х классов учатся в некоторых дубненских школах и школах других регионах России. Физика-9 только издана, и в новом учебном году уже будет в школах. В комплект входят учебник, тетрадь-практикум, тетрадь-тренажер, задачник, методички для учителя и электронное приложение к учебнику. Авторский коллектив - сотрудники ОИЯИ Ю.А.Панебратцев, И.А.Ломаченков и В.В.Белага. Помимо этого в создании комплекта участвуют молодой кандидат физико-математических наук Денис Артеменков и Наталья Воронцова, выпускница кафедры САУ дубненского университета". Вот таким образом объединились представители академической науки и поколение геймеров, совмещая традиционный учебник с анимированными заданиями и пояснениями, естественное желание играть и побеждать с развитием интеллекта и памяти. Это и закономерно, и своевременно - ведь чем раньше дети увидят в компьютере инструмент, источник информации, справочник, тем реже они станут использовать его как способ уйти от действительности в не всегда безопасный огромный виртуальный мир. С выставкой по светуЛучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, - кажется, так рекомендует народная мудрость. Хотя всем и без того известно, что людям, и особенно детям, гораздо интереснее, когда информация представлена не в текстовом виде, а с картинками, кнопочками, когда можно выбрать объект, переместить, сравнить. Если знания преподносятся в виде симпатичных задачек и увлекательных игр, то довольны и дети, и родители, и создатели. Экспозиции, подготовленные НХП МИЖ ОИЯИ совместно с резедентом Особой экономической зоны "Дубна" фирмой "ИнтерГрафика", уже дважды побеждали в конкурсе научных музеев 21-го века в рамках проекта фонда "Династия" "Жизнь. Версия науки", передвижные выставки побывали в ЦЕРН, Москве. О причинах успеха говорит инженер-программист Никита Сидоров: "В последнее время на выставках нечасто увидишь что-то подобное нашим экспонатам, ведь на образовании много денег не заработаешь. Недавно мы участвовали в выставке МИФИ "Наука и образование" - как правило, все привозят диски с продукцией, но каких-то интересных интерактивных проектов мало. Показывают на больших выставках компьютерные кабинеты будущего, но они тоже из области утопии, потому что школы такое дорогостоящее оборудование приобрести не смогут". Этим летом для дубненских ребят и гостей нашего города в Музее истории, науки и техники ОИЯИ (Флерова, 6) работает образовательная выставка. О продукции и ее создании говорит ведущий дизайнер Сергей Балалыкин: "Здесь представлена, например, среда коллективного моделирования. Это большой плазменный экран и два компьютера, причем таких можно поставить хоть 15, на весь класс, - учитель на общей плазме дает задание, а дети его выполняют, при этом побеждает тот, кто все сделает правильно и быстрее других. Можно решать разнообразные задачи, например по физике, играя в "Мой первый коллайдер" или по географии - в игре "Карта России", которая проверяет знания географии нашей большой страны. Эту систему мы представляем на наших выставках, дети набирают баллы, но при этом они не просто играют, они узнают и запоминают новое, а мы вручаем им призы. На выставке мы также предлагаем игру "Память плюс знание", способствующую развитию памяти и ассоциативного мышления - на мониторе возникают пары карточек, содержащих информацию по физике, биологии, экологии и так далее, которые необходимо сопоставить друг с другом. В наших школах не так много хорошо оснащенных современным оборудованием лабораторных кабинетов, по крайней мере, за пределами Москвы. В этом случае виртуальные лабораторные работы по физике, биологии и химии могут помочь учителю в проведении практикума".
"Нет скучным урокам!" - это девиз создателей обучающих программ. На вопрос, сколько всего за десятилетие выпущено единиц продукции, они затрудняются ответить. Есть оболочка, в которую можно подключать достаточно большое число различных по своей функциональности приложений. Диски, сопровождающие учебные пособия для школ, включают целые серии уроков для каждой темы. Игры "Собери ДНК", начальные сведения о нанотехнологиях, интерактивная экспозиция "От квазаров до кварков", где представлены более 50 объектов: ядра, кварки, звезды, галактика. "Хронология времени" представляет всю историю развития Вселенной от Большого взрыва и до наших дней в виде так называемого календаря Сагана - предполагая, что в секунде 500 земных лет, емко и интересно обозначены основные события за 14 миллиардов лет. "Макро- и микромир" - два больших плазменных экрана, на которых, двигая линейку от одного объекта к другому, можно получать информацию о размерах объектов: вирусы, клетки, планеты... И напоследок вопрос, который я не могла не задать этой дружной компании единомышленников - хорошо ли работается в таком коллективе? Никита Сидоров ответил: "Конечно! Наши сотрудники в основном студенты и выпускники САУ, практически одна возрастная категория, работать намного проще. Есть и корпоративные традиции - Новый год праздновать в мультиплексах, где каждый может по-своему развлечься. В конце июня каждый год мы ездим на острова - уходим на пароходике, там ночуем, на следующий день возвращаемся. Ну и, конечно, 8 марта - устраиваем небольшой праздник. Главное, чтобы коллективу нравилось... А коллективу нравится!". Галина МЯЛКОВСКАЯ
|
Редакция | Веб-мастер |