Еженедельник
Объединенного института ядерных исследований

(Электронная версия с 1997 года)
Архив Содержание номера О газете На главную Фотогалерея WIN

Автограф юбиляра

О.Н.Ионова: "Нужно жить будущим!"

8 июня почетный гражданин Дубны, художественный руководитель детского оперного театра, заслуженный работник культуры РФ, отличник народного просвещения РСФСР Ольга Николаевна Ионова отметила в кругу родственников, друзей и коллег свой юбилей. В том самом Доме культуры "Мир", в стенах которого выросла хоровая студия "Дубна", проводились международные праздники песни, фестивали... Незадолго до этого, занеся в редакцию приглашение, Ольга Николаевна призналась, что мечтает написать книгу, которая практически уже существует, правда, в пока разрозненных воспоминаниях, интервью, газетных и журнальных репортажах. И сегодня мы знакомим читателей с фрагментами воспоминаний Ионовой, опубликованных на одном из дубненских сайтов.

...Такой я увидела Дубну 1955 года: лес и несколько домиков среди деревьев. Весь "город" (тогда это называлось поселком Иваньково) состоял из трех улиц и маленькой школы, в которую меня назначили учителем пения.

Встречал меня, девчонку, начальник международного отдела Объединенного института ядерных исследований Вениамин Семенович Шванев... Буквально на следующий день меня принял директор Института Сергиенко. С трясущимися коленками я вошла в его, как мне тогда казалось, огромный кабинет. Он поздоровался со мной за руку и очень просто и сердечно стал рассказывать о том, каким видел будущее Дубны. "Это сейчас, - говорил он, - Дубна маленькая. Пройдет время, и она станет такой же красивой, как ваш родной Ленинград"... Он вселил в меня надежду, что нужно жить будущим. Что в построении этого будущего и мне отведена своя роль. С этим его напутствием я ушла из его кабинета. Жизнь показала: судьба моя оказалась неразрывно связанной с историей города.

В тогдашней Дубне поразило и очаровало меня еще одно: все жители здесь были одной дружной семьей, все друг друга знали, и каждого новенького встречали с искренним интересом. Особенно если этот новенький не был связан с наукой...

Когда разнеслась весть, что приехала молодая, красивая (а я тогда была очень хороша!) девочка с большими глазами, ко мне пришли ребята-физики и сказали:

- Оля, мы хотим петь.

Сейчас такую ситуацию даже вообразить себе трудно. А тогда... Все они были выпускниками университетов, вузов, и практически каждый в студенческие годы пел в институтском хоре. Пение было их потребностью. Я, естественно, согласилась. Многие сначала приходили из любопытства, посмотреть: что это за пигалица такая собирается их учить. В итоге в моем хоре пели практически все молодые сотрудники Института. Нам было интересно друг с другом. Мы многому друг у друга учились...

С 1970 года в Дубне стали организовывать праздники песни. Их было пять. Эти праздники объединили весь город. Одних только артистов в них участвовало до четырех тысяч человек! Трибуны были переполнены зрителями, которые каких-то полчаса назад вместе с хористами шли к стадиону по улицам города под звуки оркестра и фанфар. Шествие завораживало своей красочностью, потому что все гости шли в своих национальных костюмах.

Первый Праздник песни открывал знаменитый композитор Дмитрий Борисович Кабалевский. В Книге отзывов он написал: "Дубна может гордиться своей "Дубной".

Дирижировали сводным праздничным хором и профессор Московской консерватории народный артист СССР Владислав Соколов, и заслуженный артист РСФСР Георгий Струве. На каждом певческом празднике обязательно звучал "гимн" Дубны, который был написан специально для нашей студии поэтом Виктором Викторовым и Георгием Струве...

Спустя несколько лет после создания студии я решила организовать хор мальчиков. "Завести" их на это дело мог только пример отцов. Но чтобы и их организовать, тоже пришлось пойти на маленькую хитрость.

Однажды я буквально приказала явиться на родительское собрание всем отцам. "Чтобы на следующем собрании ни одной мамы не было, - сказала я детям. - Это будет особое собрание. По секрету. Только с папами".

Когда папы были в сборе, (а среди них были и руководители предприятий, в частности заметная в городе фигура начальника Центральных экспериментальных мастерских ОИЯИ М.А.Либермана), я закрыла класс на ключ (вспомнила, как когда-то "железной рукой загоняла в искусство" детей завуч) и сказала: "Дорогие папы! Вы должны мне спеть песенку, которую все знаете: "Во поле береза стояла". Можете спеть только первые две фразы. Петь будет каждый по отдельности. Кто споет - может идти домой". Поднялся шум. Они долго что-то обсуждали, представляли, как выйдет большой начальник Либерман и запоет про березку. Крутились, вертелись, а потом с шутками-прибаутками, подначивая друг друга, стали петь. Я прослушала всех. А Либерман спел просто замечательно.

Естественно, о необыкновенном прослушивании мужчины рассказали дома: как им пришлось краснеть, бледнеть, как у них перехватывало дыхание...

На другой день комментариям детей не было конца. Город гудел, словно улей. Но дело было сделано. Я услышала, кто как поет, у кого какой слух. Все-таки это были уже не дети, способности которых можно развить. По списку пригласила тех, у кого были подходящие данные, и предложила: давайте, ребята, собираться один или два раза в неделю, и петь, как поют ваши дети. Это будет такой для них пример, такая возможность единения с вашим ребенком.

Так возникла мужская хоровая капелла, которая на протяжении многих лет была единственной в Московской области. Мы много выступали. Пели папы в основном то, что им нравилось. Душой этой певческой кампании было два Анатолия: Журавлев и Михайлов, оба - сотрудники Института, физики, интеллигентные, интересные люди.

www.naukograd-dubna.ru/aboutcity/Istoriya/vehi/vospominaniya/Ionova.doc

...На своем юбилейном вечере, обращаясь к друзьям и коллегам, Ольга Николаевна призналась, что мечтает создать в Дубне "Школу-сад", в которой уже новое поколение дубненских мальчишек и девчонок будет учиться наукам и искусству, и, кажется, мечта эта уже обретает крылья.

Подготовил Евгений МОЛЧАНОВ.
 


Редакция Веб-мастер ЯРЮРХЯРХЙЮ