| |||||||
Архив | Содержание номера | О газете | На главную | Фотогалерея | WIN | ||
Конкурсы О молодежи, для молодежи, от молодежи...В Лаборатории физики высоких энергий прошли традиционные весенние конкурсы по присуждению стипендий: академика В.И.Векслера и академика М.А.Маркова. Для встречи с корреспондентом Галиной Мялковской в конференц-зале собрались не только стипендиаты, но и представители жюри конкурса, дирекции, cовета молодых ученых лаборатории. Разговор шел не о трудностях современного периода и не о бытовых проблемах молодых ученых, а о выполненных работах, актуальности исследований и взаимопонимании разных поколений ученых. Что не может не радовать. Рассказывали все охотно и много, гораздо больше, чем то, что позволяет привычный наш газетный формат. Поэтому мы решили не пренебрегать коммуникабельностью ребят, записать все как есть и опубликовать по частям. Пусть и наша газета молодеет! Как проходит конкурс, и кто в нем побеждаетПрофессор Владимир Алексеевич Никитин, председатель жюри по присуждению стипендии имени академика М.А.Маркова: Дирекция ЛФВЭ совместно с советом молодых ученых лаборатории отобрали для конкурса семь работ, учредили жюри. Представленные материалы включали аннотацию работ, список публикаций и рекомендацию руководителя. Хотелось бы еще видеть одну или две работы в оригинале, этого не было, но ничего. Мы заседали, наверное, около часа после того, как я раздал все эти материалы членам жюри, обсуждали, вырабатывали критерии, по которым могли бы отдать предпочтение двум авторам из семи. И пришли к выводу, что это должны быть ученые, которые выполнили работы на пучке ускорителя, а не просто расчетного характера. Чем объясняется такое решение? Мы экспериментаторы, а значит, должны выдавать какой-то новый результат. Для нас новый результат - это измерения, в частности измерения на пучке ускорителя. Это первое. Теперь второе. Если человек работает на ускорителе, значит, он в какой-то степени освоил аппаратуру и в дальнейшем будет активным и полезным членом группы. Если человек занимался анализом данных и только сидел за компьютером и моделировал, то он выполнил лишь часть исследовательской работы. И так как я сам всю жизнь работал на ускорителе, то больше ценю результаты, сделанные с помощью аппаратуры. Когда человек понял, как работает машина, какие в ней есть сложности, какие возможности, тонкости, - в этом есть, как мне кажется, главная характеристика квалификации специалиста. И кого вы выбрали? В итоге мы выбрали А.Терехина, который создавал время-пролетную систему для идентификации частиц, получил данные и, кроме того, у него есть физический результат по рассеянию поляризованных дейтронов на протонах, - вполне заслуживающая внимания работа. И другой сотрудник - И.Кудашкин, он работал в группе, которая занимается, наверное, очень перспективной темой - трансмутацией элементов. Для человечества важно избавиться от радиоактивных отходов. И эта группа занимается моделированием на ускорителе прототипа такого будущего реактора, который будет превращать радиоактивные отходы в менее опасные вещества. Они проделали большую работу на пучке, получили определенные результаты, состоящие в том, что наиболее удобным пучком для этого является дейтронный, а не протонный, определили его оптимальную энергию - критерием был выход нейтронов. Чем больше нейтронов рождается в пробной мишени, тем эффективнее будет идти трансмутация. Еще была одна работа хорошая, тоже заслуживающая поощрения, но ее автор уже защитил кандидатскую диссертацию, и мы подумали, что, в некотором смысле, он уже поощрен, и отдали предпочтение тем ребятам, о которых я рассказал. О молодежи в науке что вы можете сказать? Руку на пульсе я держу в том смысле, что преподаю сразу в трех местах и преподаю давно, с 1985 года. И я наблюдал, как и количество студентов падало, и их интерес. Но последние 4 года я вижу, как оба эти параметра стали расти. И количество студентов у меня в группах растет, и их подготовленность, я вижу это, заметно лучше. У молодых людей снова появился интерес. Я преподаю физику элементарных частиц и поэтому говорю о нашей области: отмечая положительный сдвиг, будем надеяться на улучшение. Иван Кудашкин, Марковский стипендиат: Я закончил МИРЭА, учился на электронщика. Сейчас приходится осваивать экспериментальную физику, потому что занимаюсь одним из самых перспективных направлений - созданием реакторов, которые бы работали с помощью ускорителей заряженных частиц. Существующие реакторы работают на самоподдерживающейся ядерной реакции, которая происходит внутри ядерной сборки. Здесь же придумана новая идея - использовать внешний ускоритель, из которого пучок попадает на урановую мишень и реакция осуществляется за счет того, что рождаются новые нейтроны, которые образуют тепло. Это направление только развивается. И для того, чтобы понять, возможен ли такой ректор, надо изучить много процессов и характеристик. Один из важных вопросов - каков должен быть коэффициент передачи мощности из пучка ускорителя, чтобы эта реакция поддерживалась, и будет ли это энергетически эффективным. Задача моей работы состояла в том, чтобы найти максимум функций передачи энергии от пучка в реактор. Предполагается, что максимум можно найти, исследуя вылетающие нейтроны. Проходил эксперимент на выведенном пучке Нуклотрона, ставилась неподвижная урановая мишень, пучок ускорялся, задавались разные значения энергии, детектор определял количество запаздывающих нейтронов. Необходимо было определить их количество, а затем вычислить коэффициент передачи энергии. (Окончание - в ближайших номерах.)
|
Редакция | Веб-мастер |