| |||||||
Архив | Содержание номера | О газете | На главную | Фотогалерея | WIN | ||
Вопросы от физика Учителям... об образованииВам нравится ставить двойки ученикам? Вы осознаете, что в каждом таком случае приобретаете в их лице врагов? Вам нравится противопоставлять себя и хороших учеников плохим? Вы знаете, что подростковый цинизм - это протест против зависимости ученика от учителя? Некоторым подросткам невыносимо сознание, что нужно подлаживаться под настроения и требования учителя. А всегда ли вы объективны, когда ставите ученикам хорошую оценку? Ваши показатели как учителя определяются соотношением хороших и плохих оценок. Не хитрите ли вы? Приятно ведь быть хорошим и для учеников и для директора? И кто может проверить, насколько объективно вы оцениваете знания учеников? Собственно, какая может быть объективность в таких качественных оценках, как 2-3-4-5? А ведь как было бы хорошо, если бы ученик сам бродил в лабиринте знаний: натыкался на препятствия, набивал себе шишки и, сравнивая себя с успешно продвигающимися друзьями, сам мог судить о себе, хорошо ли он ориентируется, - и прийти к учителю, и спросить его, как быть в той или другой ситуации. А учитель помогал бы всем: и медленно и быстро идущим, и все более совершенствовал свои знания, чтобы не тормозить самых быстрых и самых талантливых. А что на деле? Что требует от вас, уважаемые учителя, министерство образования? Оно требует, чтобы вы создавали стандартного управляемого человека. Осаживали быстро идущих и подхлестывали отстающих. Нравится вам быть пастухами? Или вам по душе общество стандартных людей? Думаю, что все это вам не нравится. Хорошо еще, если вы - личность, с удовольствием ведете уроки и радуетесь восхищенным взорам учеников, слушающих вас с затаенным дыханием. Но настает время проверки домашних заданий, ответов у доски, подсказок, списываний, шушуканий, - и из этих буден в основном складывается ваша жизнь. Можно ли обойтись без этого? Можно! В этом и состоит, нет, не реформа, а некий метод образования! Вы ждете, что я сейчас буду его вам излагать? Не дождетесь! И не потому, что его у меня нет, а потому, что это бесполезно. Я уже излагал и в газете, и в методкабинетах, и к депутатам обращался - все бесполезно. Один завкафедрой однажды мне прямо сказал: "Если меня заставят еще что-нибудь менять - сразу подам в отставку". Да и зачем? Все налажено! Паровоз пыхтит, километры летят, справки подаются, отчеты пишутся, каждый на своем месте знает непреложные обязанности. Начальство либо довольно, либо делает замечания (на то оно и начальство). О реформах всегда можно поговорить на совещаниях, конференциях. Обозначить болезненные вопросы, как то: пожарную безопасность, низкую или чересчур высокую наполняемость классов, недостаточную зарплату или социальную защищенность учителей, кадровые вопросы... Кроме того, четкой программы и нет. Пока я могу предложить только метод для преподавания физики. Идеи есть. Заделы есть, но четкой программы, как у нашего министра образования, - нет. А вы, конечно, хотели бы прийти на все готовое? Каша сварена, и кушать подано! Нет, господа! Перемены нужно создавать вместе, а не оглядываться на господа Бога... Около двадцати лет назад волею судьбы я стал преподавать физику в одной из дубненских школ и понял, что ученики мои воспринимают уроки как скучную обязанность. Однако знание физики определяется не зубрежкой, а умением решать задачи. Тогда от урока к уроку я стал добиваться, чтобы ученики решали эти самые задачи, определил алгоритмы, на основе которых оценивал знание предмета. Об этой системе можно долго рассказывать, но она дает возможность реально оценить способности учеников, развивать их от урока к уроку. Тогда, на первых порах, Андрей Алфименков сделал прекрасную компьютерную программу, а сегодня сложилась определенная база, требующая развития и, главное, применения. С ней познакомились Станислав Пакуляк (УНЦ ОИЯИ) и Юрий Панебратцев (ЛФВЭ, компания ИнтерГрафика) и готовы подключиться к развитию новых методов преподавания физики. Теперь дело за учителями... Пусть те учителя, которых затронула эта заметка, обратятся к нашему начальнику ГОРУНО Татьяне Константиновне Виноградовой и поинтересуются у нее, что же предлагает автор сей заметки? И не хватят ли они лиха, если попробуют осуществить предлагаемый вариант? Однако именно эти инициативные учителя, если они есть, составят штаб преобразований и смогут уговорить начальника ГОРУНО предпринять нестандартный шаг, который (пусть каждый осознает это) предпринять чрезвычайно трудно вследствие исключительной инертности и консервативности всей нынешней системы образования. Владимир ИГНАТОВИЧ, старший научный сотрудник ЛНФ ОИЯИ
|
Редакция | Веб-мастер |