Точка зрения


Что мы упускаем в пропаганде целей и результатов фундаментальных исследований? Будем считать, что эта статья инициирована материалами еженедельника ОИЯИ, относящимися к проблемам популяризации науки...

Как и родственный нам ЦЕРН, ОИЯИ - международная организация, ориентированная на проведение именно фундаментальных исследований в области теоретической и экспериментальной физики. Есть разные определения этого понятия: от шутливого, данного когда-то, по-моему, академиком Зельдовичем, - удовлетворение своего научного (личного) любопытства за счет государственных средств (в некоторых источниках указывается авторство академика Л.А.Арцимовича, впрочем, эта крылатая фраза уже давно и прочно вошла в научный фольклор - прим. ред.) - до приведенного на сайте РФФИ (www.rfbr.ru) в статье "Как получить грант РФФИ". На этом сайте указывается, что ЮНЕСКО относит к чисто фундаментальным исследованиям те, которые направлены на открытие законов природы, установление отношений между явлениями и объектами реальной действительности. Основная их функция - познавательная, а непосредственная цель - сделать выводы о природных явлениях, имеющих общий характер и закономерное постоянство. И их практическая ценность - возможное последующее открытие множества новых эффективных путей решения практических задач.

По существу, речь идет о работе под теоретические гипотезы, положенные в основу таких исследований, и, как цитируется один из грантодержателей, лучше работать под заведомо ложную гипотезу, чем под никакую. Что касается ложных гипотез, то это понятие относительное: те, которые заведомо считались чисто придумками фантастов (многомерные и параллельные миры, путешествие во времени, 0-переход для мгновенного преодоления космического пространства), сейчас, как я понимаю, физиками-теоретиками вовсе не считаются ложными. В области физики, где работают и теоретики, и экспериментаторы, проверяющие их гипотезы, возникает трудная проблема: такая проверка - одна из самых дорогих в науке по затратам на необходимое оборудование, и надо как-то убедить государственные органы и налогоплательщиков делать, скажем, многомиллиардные вложения в создание ускорителей класса LHC и будущего ILC, на которые физики возлагают столько надежд. Есть и кадровые проблемы: нужно воспитывать и привлекать к работе ту способную молодежь, которая еще только учится в школах, институтах и университетах.

Хочу отметить два документа, относящиеся к вышесказанному.

1. Меморандум американского Комитета по науке, представленный в 1998 году Конгрессу США: "Открывая наше будущее: направления новой национальной научной политики", - где в качестве первоприоритетной в новом тысячелетии определена поддержка фундаментальных исследований. Есть в этом меморандуме и такая настоятельная рекомендация для исследователей: поскольку все же государственные средства в заметной мере складываются из средств налогоплательщиков, то нужно разными средствами доводить до их сведения и пропагандировать свои работы, - и одним из таких средств указывается Интернет.

2. В февральском прошлогоднем выпуске международного журнала по тематике физики высоких энергий (CERN Courier) была хорошая статья Майка Лазаридиса, создателя Института теоретической физики PI в Ватерлоо (Канада), - "Шесть секретов успешных институтов". Научной тематикой этого научного центра стали космология, физика частиц, квантовая физика и теория суперструн, однако половина деятельности института посвящена распространению информации и пропаганде (outreach) физической науки: через Интернет (свой сайт www.perimeterinstitute.ca), летние школы для студентов и преподавателей (и не только в Канаде), ежемесячные публичные лекции и дискуссии для слушателей самого разного уровня (в том числе студентов, журналистов, представителей из сфер бизнеса и политики). Ватерлоо по количеству населения примерно равен Дубне, но каждый месяц лекционный зал на 550 мест переполнен. Так вот, подобную обязанность исследователей, в том, что Лазаридис называет: "Представляйте ваш продукт", - он и считает одним из шести условий успешной деятельности любой научной организации, если, конечно, она заинтересована в привлечении финансового инвестирования и кадров.

Посмотрим теперь, как другие западные центры физического профиля организуют распространение информации для широкого круга пользователей Интернет и в чем я вижу наши упущения в ОИЯИ и других организациях на территории России. Когда-то, еще в 2001 году, я делал на эту тему обзор "О ресурсах физики и смежных специальностей" для конференции "Научный сервис в сети Интернет", его текст и сейчас доступен с сайта ЛИТ ОИЯИ (http://lit.jinr.ru/people/Shirikov/Abrau_2001.htm) и почти не устарел в части использованных многочисленных ссылок.

В "физическом" поле Интернет естественно выделить шесть разделов:

1. Что такое физика, ее основные цели и способы изучения материи.

2. Кто и каким разделом физики занимается в разных странах мира.

3. Основные ежегодные результаты, сообщавшиеся в качестве новостей.

4. Частные результаты и в каких экспериментах они были получены в разных организациях; планы исследований по каждой известной организации и коллаборации.

5. Опубликованные работы за последние 5-10 лет.

6. Хранилища экспериментальных и расчетных данных, полученных при исследованиях на различных установках; технические и программные средства для моделирования установок и распределенной компьютерной обработки регистрируемых в экспериментах данных.

Первые три раздела рассчитаны в основном на четыре категории пользователей: школьников, студентов, преподавателей и просто интересующихся тем, как устроен мир, чего можно ждать от науки или куда идут средства налогоплательщиков. Создатели западных сайтов учитывают тот факт, что текстовые представления знаний школьнику желательно сопровождать анимацией, давать ему возможность, скажем, проверить прочитанное об устройстве ускорителя элементарных частиц на интерактивной программной модели. Тогда он может сам настраивать магнитную систему модели и наблюдать на экране своей "писишки" поведение пучка ускоряемых частиц, добиваясь достижения нужной энергии и интенсивности. На сервере particleadventure.org Национальной лаборатории Лоуренса, созданном при поддержке научного фонда NSF и Департамента энергетики США и вводящем в мир физики частиц, есть ссылки на разные обучающие сайты подобного типа с наличием в них "виртуальных лабораторий". К сожалению, этот сервер, "зеркала" которого есть в Протвино и Новосибирске, общается с пользователем на любом из 13 языков, кроме русского. Примерно то же относится к серверу Института физики (www.iop.org), созданному на базе Британского физического общества. Русским языком не пользуются, скажем, и ЦЕРН на своем базовом сервере www.cern.ch (что естественно), и серверы ОИЯИ и его физических подразделений (что не очень-то естественно). Но у ЦЕРН есть одно важное преимущество: его базовый сервер рассчитан не только на профессионалов и пользователей средств ЦЕРН, а через разделы Public и Science популярно характеризуются физика частиц, Стандартная модель представления о структуре материи во Вселенной и те вопросы, на которые пока в рамках этой модели нет достаточно обоснованного ответа. В получении этого ответа и могут помочь эксперименты на созданном LHC. Более того, в каждой стране-участнице ЦЕРН назначены ответственные за распространение популярной информации об исследованиях в их стране (они представлены на сайте eppog.web.cern.ch).

Нельзя сказать, что в российском поле Интернет нет русскоязычных серверов, распространяющих знания по физике (пусть и без интерактивных виртуальных лабораторий) и пропагандирующих ее: у школьников и студентов популярен сервер www.ronl.ru, на сервере elementy.ru (Элементы большой науки) впервые на русском языке появилась известная энциклопедия Джеймса Трефила "Природа науки". Хороший сайт "Ядерная физика в Интернет" реализован по проекту кафедры ядерной физики физического факультета МГУ при поддержке НИИЯФ МГУ (nuclphysics.sinp.msu.ru) и т.д. И все же физики-профессионалы ОИЯИ, где успешно развиваются все разделы физической науки и ее экспериментальная база (не только в области физики высоких энергий и физики частиц), способны более активно включиться в процесс популяризации знаний типа того, о котором шла речь...

Я вспоминаю ночную передачу Гордона на телевидении, когда представители дирекции Лаборатории ядерных реакций рассказывали о поиске островов стабильности сверхтяжелых ядер так, что даже я, мало образованный в физике, двумя руками проголосовал бы за финансирование такой работы (если бы меня кто-то спросил, конечно).

Ну а если заключить разговор о пропаганде практической ценности фундаментальных исследований с применением дорогостоящих ускорителей, на которых физики собираются имитировать маленький Большой взрыв вроде того, что породил Вселенную, на не очень серьезной волне... Ведь есть же гипотеза, как я понимаю, что когда-то сработал природный ускоритель: пришел сверхмощный пучок частиц из космоса, смешал праматерию в кварк-глюонную плазму, из которой и сформировалась при содействии Хиггс-бозона та, которую мы и имеем. Тогда попутно можно вспомнить и то волнение публики, когда прошел слух о предстоящей гибели планет Солнечной системы и что уже начали "присматривать" - куда же деваться человечеству, даже присмотрели первую подходящую планету. Только возник у необразованной публики вопрос: далеко ведь, сколько лететь, сколько топлива потребуется... "А ничего, - сказали физики в Интернете, - снабдим ракеты хотя бы позитронным топливом, мы эти самые позитроны на наших ускорителях давно умеем делать, много места не займут; правда, это же антиматерия, но контейнеры и для нее сделаем. Ну, или 0-переход для мгновенного скачка в пространстве применим, если и с этой гипотезой фантастов разберемся". Вот и успокоилась публика, да и текущие затраты в ее глазах частично оправдали.

В. ШИРИКОВ, профессор, доктор физико-математических наук

От редакции. Статья Владислава Павловича Ширикова оказалась в редакционном портфеле незадолго до Дня российской науки, который мы сегодня отмечаем. Мы благодарим автора за этот труд и надеемся, что затронутые им проблемы популяризации науки вызовут заинтересованные отклики наших читателей и авторов.