Молодежь и наука

Учебные лаборатории разместились на пятом этаже корпуса N113, первые три этажа которого занимает Лаборатория радиационной биологии, создавшая здесь же лабораторную базу биофизической кафедры университета. Относительно быстро, за четыре года, все помещения были освобождены, отремонтированы и оснащены оборудованием. Уже готовы принять студентов лаборатории атомной физики, оптики и молекулярной физики, еще предстоит оснастить лабораторию ядерной физики. В планах не только доукомплектовать лаборатории до уровня общефизического практикума, но и создать специализированные учебные установки, позволяющие студентам выполнять научные и хоздоговорные работы.

Осматривая учебные лаборатории, директор ОИЯИ А.Н.Сисакян рассказал, почему он стал физиком-теоретиком, а не экспериментатором: "Почти не по своей воле: выполняя лабораторный практикум на физфаке, я сжег два прибора, которые еще И.Ф.Усагин делал. После чего мне сказали: вам не стоит идти в экспериментаторы". А начав процедуру открытия лабораторий, А.Н.Сисакян отметил:

- Очень символично, что в этой аудитории поместили фотографию двух великих ученых Г.Н.Флерова и К.А.Петржака. Г.Н.Флеров являлся и является мостом между научным коллективом ОИЯИ и университетским коллективом, поскольку именно он был основателем ВНИИ Геосистем, которым ныне руководит ректор университета "Дубна" О.Л.Кузнецов (благодаря чему о Дубне Олег Леонидович узнал задолго до создания здесь университета). Во-вторых, именно Лаврентьев и Флеров еще в середине 1950-х поняли, что единство научного образования и инновационной деятельности - это именно то, что необходимо для плодотворного существования научного сообщества.

Сегодня, создавая инновационный пояс вокруг Института, особую экономическую зону в городе, мы пытаемся возродить хорошо забытое старое. Открытие учебных лабораторий стало пусть маленьким, но праздником единства науки и образования. Ведь если молодежь не придет в науку, ни о каких будущих открытиях говорить невозможно.

За оказанную помощь, которая ускорила процесс создания лабораторий, А.Н.Сисакян выразил благодарность О.В.Дерипаске, Ю.К.Недачину и их коллегам.

О.Л.Кузнецов: "Хочу пожелать этой лабораторной базе интенсивного развития!".
Как очередной крупный шаг в проекте под названием "Университет "Дубна"", который уже давно начат в ОИЯИ, охарактеризовал этот день ректор университета О.Л.Кузнецов. Он напомнил об открытии в университете с помощью ОИЯИ фундаментальных кафедр - общей физики (заведующий И.М.Граменицкий), биофизики (Е.А.Красавин), помощь при создании кафедры химии с химико-аналитическим центром, кафедры теоретической физики (А.Н.Сисакян), ядерной физики (Ю.Ц.Оганесян). "Мы гордимся, что вы вошли в нашу университетскую команду, - подчеркнул О.Л.Кузнецов, - такое расширение образовательного поля университета в сторону фундаментальных наук престижно для него.

Сегодня сделан серьезный шаг. Какие могут быть студенты-физики без лабораторной базы, хороших методичек и постеров? Эти лаборатории очень похожи на учебные лаборатории физфака МГУ, а выглядят они сейчас, пока новые, даже лучше! Я искренне благодарю ОИЯИ и всех, кто здесь присутствует, за то, что вы сделали. Хочу пожелать этой лабораторной базе интенсивного развития, а мы будем ему способствовать".

Научный руководитель ЛЯР Ю.Ц.Оганесян вспомнил, как он в свое время проходил лабораторный практикум на физфаке МГУ: студентам приходилось порой эксплуатировать оборудование лаборатории в четыре смены, причем последняя начиналась в десять вечера и заканчивалась в час ночи, и надо было еще успеть добежать до метро до его закрытия. А, впрочем, можно было там же и остаться ночевать, никто не выгонял... "Я рад, что у наших студентов есть такие прекрасные приборы. Хочется, чтобы молодые люди выходили из нашего университета полноценными специалистами!"

Некоторые приборы были задуманы специально для выполнения не учебных, а договорных работ, чтобы одновременно с получением учебных навыков воспитывать у студентов чувство ответственности. "Все, что мы вложили в молодежь, в ее образование, в ее будущее, не имеет цены. Пожелаем же молодым успехов!".

Директор УНЦ ОИЯИ Д.В.Фурсаев рассказал о развитии образовательной программы в Институте. За прошедшие десять лет количество обучаемых студентов выросло с 70 до 600 человек в год. Открыто семь новых базовых кафедр ОИЯИ: четыре - в университете, две - в МИРЭА, одна - в МИФИ. "Мы можем учить студентов именно так, как мы хотим, - подчеркнул Д.В.Фурсаев, - готовить их к задачам, решаемым в Объединенном институте". Но, с другой стороны, это означает и определенный уровень ответственности, которую взял на себя Институт, решив задачу создания соответствующей учебно-лабораторной базы. А пользоваться ею смогут не только студенты дубненских вузов, но и студенты университетов стран-участниц Объединенного института, приезжающие сюда на традиционную летнюю практику.

Д.В.Фурсаев: "Мы можем учить студентов именно так, как мы хотим...".

"Сегодня мы открываем лаборатории молекулярной физики, оптики, атомной физики, заложили основы лаборатории ядерной физики. Это скромное начало процесса, который будет развиваться в дальнейшем", - отметил директор УНЦ. Он выразил благодарность за помощь в проведении ремонтных работ, создании лабораторной инфраструктуры, оснащении учебных лабораторий оборудованием и мебелью дирекции ОИЯИ и ЛЯП, руководству университета, О.В.Дерипаске (за оснащение лаборатории термодинамики и молекулярной физики), АФК "Система", сотрудникам УНЦ, ЛЯР и ЛТФ, которые, несмотря на свою научную загруженность, находили время не только для работы со студентами, но и делали все, чтобы эти новые лаборатории возникли.

"Вы сделали потрясающую работу, создана прекрасная база, давайте теперь совершенствовать методические материалы, чтобы поднять их на современный уровень", - призвал коллег проректор университета по учебной работе Ю.С.Сахаров.

Остается только пожелать студентам постичь глубины физики, изучить все тонкости эксперимента и найти себя в науке. Ведь "студент" на латыни - "изучающий"...