Образование
"Хотим, чтобы нас понимали"
В лицее N 6 идет подготовка к открытому докладу директора. Мы уверены, что именно наша открытость повысить роль всех участников образовательного процесса в управлении лицеем и, в первую очередь, приблизит к школе родительскую общественность.
Администрация лицея и органы государственно-общественного управления лицеем разрабатывают структуру доклада и ведут сбор информации. Для этого на родительских собраниях было проведено анкетирование родителей, а на вечере встречи - опрос выпускников. Обрабатываются данные выпускных и переводных экзаменов, результаты предметных олимпиад, показатели текущих результатов и многие другие сведения.
О том, насколько успешна и эффективна школа, могут рассказать самые разные "индикаторы". Например, количество выпускников, поступивших в вузы, - и количество выпускников, выбравших профессию в соответствии с содержанием того профильного обучения, которое было получено в школе. Динамика соматического здоровья учащихся в соотношении со средними значениями по региону - и количество часов для занятий спортом на одного ученика в неделю. В качестве индикаторов могут выступать и другие показатели - например, количество обучающихся в школе детей бывших выпускников. Или доля учащихся, проживающих вне школьного микрорайона (разве то, что родители предпочитают возить детей к нам, а не отдавать по месту жительства, - не показатель?). Или соотношение желающих и зачисленных на различные ступени обучения в школу - и количество детей, избравших школу на основании информации, полученной от ее учащихся или родителей.
Будут проанализированы и отрицательные показатели, например, количество жалоб и обращений в администрацию школы. Ведь открытый отчет директора должен не только показать успехи школы, но и выявить недостатки ее работы, с тем, чтобы скорректировать планы на новый учебный год и последующие. В докладе будут освещены такие вопросы, как укомплектованность лицея кадрами и профессионализм педагогического состава; обеспечение безопасности и защищенности детей в школе; материально-техническая обеспеченность школы и ее перспективы. А также речь пойдет об учебных планах и профильных образовательных программах; о формах участия родителей и членов школьного коллектива и общественности в жизни лицея; о формах сотрудничества с социальными партнерами.
Следующий этап работы над открытым докладом - его презентация. В разных формах доклад будет представлен и учащимся, и учителям, и родителям, и социальным партнерам, и всем, кого интересуют проблемы образования. Лицейская инициативная группа разрабатывает различные формы презентации - от публикации в СМИ и на лицейском сайте до мультимедийной презентации на педагогическом совете, родительском собрании, вечере встречи выпускников и на конференции школьников. Возможно, будут выпущены видеоролик и брошюра, освещающие основные положения доклада.
Наиболее ответственный и волнующий нас этап работы - обратная связь с теми, кому адресован доклад, и корректировка плана работы школы.
Публикация открытого доклада позволит повысить качество образования, будет способствовать достижению договоренности с общественностью о целях развития лицея, а главное - повысит ресурс доверия и поддержки. Ведь благодаря этому докладу родители не только получат желаемую информацию, но и ощутят, что школа с пониманием относится к нуждам детей и их семей и готова вести открытый диалог, а социальные партнеры гораздо лучше смогут осознать свою роль в развитии лицея.
Н.Г.Кренделева, директор лицея, заслуженный учитель РФ