Экскурсии Дома ученых


Очередная экскурсия Дома ученых состоялась в воскресенье 19 февраля. Большинство ее участников посетило выставку А.К.Саврасова в Инженерном корпусе Третьяковской галереи.

Выставка была открыта в конце осени прошлого года к 175-летию со дня рождения художника. Алексей Кондратьевич родился в Москве в 1830 году. В 1850-м окончил Московское училище живописи и ваяния. В 1854-м работал в Петербурге по приглашению великой княгини Марии Николаевны, президента Академии художеств. За работы "Вид в окрестностях Ораниенбаума" и "Морской берег в окрестностях Ораниенбаума" был в том же году удостоен звания академика. В 1857 году после смерти своего учителя К.И.Рабуса возглавил класс Московского училища. В том же году женился на Софье Герц (сестре Карла Герца, первого русского искусствоведа). Алексей Кондратьевич много путешествовал по стране, бывал и за рубежом. Судьба художника круто изменилась после того, как появились проблемы со зрением. Он начал пить, а в 1882 семья распалась. А.К.Саврасов умер в нищете в 1897 году.

Алексей Кондратьевич Саврасов был первым великим российским мастером пейзажа. Его виды Москвы, Киева (Печорская лавра), Сокольников, Лосиного острова - шедевры истории, их уже нельзя повторить. Но его пейзажи деревень, к сожалению, можно повторить и сегодня. Многие говорят, что Алексей Кондратьевич мастер одной картины "Грачи прилетели". Это неправильно! На выставке, лишь третьей персональной (первая состоялась в 1947 году в Третьяковке, вторая - в 1963-м в Русском музее), столько интересных картин и рисунков автора, что дух захватывает. Главное, что это выставка не только из запасников Третьяковки и Русского музея, но и из собраний провинциальных музеев, частных собраний России и зарубежья.

На втором этаже Инженерного корпуса работает выставка фотографий "Фрески Руси. Дионисий, золотой век иконописи XIV-XV веков". Она посвящена работам Дионисия в Кирилло-Белозерском и Ферапонтовом монастырях. На выставке представлены уникальные фотографии Юрия Холдина. Экспозиция выстроена так, что чувствуешь себя почти в соборе. Выставка работает до 19 марта.

Мне удалось посетить еще и выставку "Западноевропейские шпалеры XVI-XX веков" из собрания ГМИИ имени А.С.Пушкина. В основном, выставлены шпалеры из Южных Нидерландов, Фландрии и Франции, созданные в ХVI-XVIII веках. Некоторые экспонаты представляют собой фрагмент большой шпалеры. По высказываниям многих посетителей понятно, насколько они оказались поражены выражением лиц изображенных персонажей. Шпалеры создавались на основе картин выдающихся художников того времени. В большинстве случаев это мифологические сюжеты. Выставлено и несколько шпалер прошлого века, созданных частными мастерскими во Франции в 1947 году и в начале шестидесятых.

Завершает выставку современная композиция русского художника Гриши Брускина (родился в 1945 году) "Алефбет, или Продолжение языка" на еврейскую тему. Это пять шпалер, в каждой из которых по восемь композиций. Интересно, что современные шпалеры сильно отличаются и размерами и изображением лиц персонажей от своих предшественников. Выставка открыта до 9 апреля, рекомендую посетить.

Последнюю выставку, которую я успел посетить, - в Музее личных коллекций ГМИИ (в старом здании) "Парижские находки", приуроченная к 100-летию Ильи Самойловича Зильберштейна. Она открылась в декабре прошлого года и завершается 26 февраля. Илья Самойлович много сделал для пополнения коллекций в Москве, музеев в Питере, многих других музеев России шедеврами, оказавшимися за рубежом. В основном, во Франции, у потомков русских эмигрантов разных поколений и в коллекциях французских любителей русского искусства. Это не только картины, рисунки, но и печатные издания, которых не было в фондах российских библиотек, письма выдающихся деятелей русской культуры. Каждому народу нужны такие энтузиасты, болеющие за культурное наследие своей страны, которые делают все возможное, чтобы сохранить это наследие.

Антонин Яната