Факт и комментарий


В эти дни проходит заседание Финансового комитета ОИЯИ. Мы попросили помощника директора по инновационной деятельности А.В.Рузаева рассказать о некоторых результатах реформирования финансового управления в ОИЯИ.

Как известно, в 2003 году в Институте была принята "Научная программа развития ОИЯИ на 2003-2009 гг.", одним из разделов которой стала финансовая реформа. Сегодня мы можем подвести промежуточные итоги этой работы.

Прежде всего были заложены основы системы нормативных документов, регулирующих финансовую деятельность, которая соответствует современным международным требованиям, - в стадии подписания полномочными представителями находится новая редакция Устава и Финансового протокола ОИЯИ, в полном объеме действуют в Институте "Финансовые нормы ОИЯИ", сейчас рассматривается проект "Внутренних финансовых правил ОИЯИ". В 2004-2005 гг. успешно был реализован первый этап "программы реструктуризации задолженностей и реформирования системы расчета и уплаты взносов государств-членов ОИЯИ", решены другие важные вопросы. Все это делалось в сотрудничестве с Рабочей группой при председателе КПП по финансовым вопросам ОИЯИ.

Однако даже в ряду столь существенных для Института финансовых проблем особо выделяется решение задачи автоматизации управленческого учета. Отличительной чертой всех крупных российских и международных корпораций и организаций является эффективное использование ERP-систем, позволяющих стратегически и тактически управлять финансами. Весьма дорогостоящая и сложная система, которую мы внимательно изучили, применяется в ЦЕРН.

Мы же с 2003 года стали разрабатывать программу, которая сейчас успешно реализуется и включает три главных компонента.

Во-первых, это регистрация первичных документов, содержащих финансовые обязательства Института, которую осуществляют лаборатории, планово-производственный отдел и бухгалтерия.

Во-вторых, это объединение в одну цепочку первичных и платежных документов, в результате чего Институт получил возможность вести финансовый учет наличных средств и контролировать в модуле "Control Panel0" финансовое положение Института в режиме on-line. По мнению членов Финансового комитета, специалистов ряда российских компаний, созданная система во многом уникальна и очень эффективна.

Наконец, в-третьих, в течение 2005 года была автоматизирована процедура составления бюджета ОИЯИ, что позволяет гибко изменять его конфигурацию. Это особенно важно в связи с разработкой "Road map" и необходимостью проецировать ее на проблемно-тематический план и бюджет 2007 года.

Хочу особо отметить, что ведущую роль в решении всех этих задач сыграли заместитель начальника НТО АСУ С.В.Куняев, заместитель начальника ППО Л.В.Уварова, старший экономист бухгалтерии Т.К.Пучкова, советник дирекции Института М.З.Рузаева.

Сейчас очевидно, что столь качественная базисная работа по автоматизации управленческого учета дает нам основания для перехода к новому этапу, к постановке задач несколько иного плана. В центре внимания будет находиться автоматизации работы, связанной с управлением персоналом Института. Как известно, Министерством образования и науки Российской Федерации принята программа модернизации государственного сектора науки, предусматривающая комплекс мер по реформированию оценки и оплаты труда научных сотрудников. Ее реализация в ОИЯИ в 2006-2007 гг. будет возможна только при использовании самых современных средств автоматизации.