В Дубне на конференции наукоградов


"Наступил момент, когда мы должны выработать новую платформу для нашей совместной деятельности, целью которой является процветание наших городов - но для процветания всей страны", - заявил президент Союза развития наукоградов России, Анатолий Долголаптев, открывая 25 января конференцию российских городов науки в подмосковной Дубне с участием их глав, а также представителей федеральной и региональной исполнительной и законодательной власти.

Развивая эту мысль, Валерий Прох, мэр Дубны, города, который с начала 90-х годов прошлого века реализует собственную программу технополиса, в 2001 году получил статус наукограда Российской Федерации, а в 2005 выиграл федеральный конкурс на право размещения особой экономической зоны технико-внедренческого типа, подчеркнул, что видит главное предназначение наукоградов в мобилизации всех ресурсов для внутреннего развития городов и обеспечения в этом внутреннем развитии новых, государственного масштаба, проектов. Это Дубна доказала реальной практикой, предложив в последние годы крупнейшие проекты по созданию Российского центра программирования и "инновационного пояса" вокруг международного научного центра - Объединенного института ядерных исследований.

Цели и задачи государственной политики развития наукоградов (ее совершенствованию и была посвящена конференция) были системно изложены в выступлении вице-мэра Дубны, одного из главных инициаторов и разработчиков дубненских проектов Александра Раца. Как главные названы две цели: превращение наукоградов в опорные элементы национальной инновационной системы и развитие в них приоритетных направлений науки, техники и технологий для обеспечения национальной конкурентоспособности в высокотехнологичных отраслях. На примере реальной практики работы в Дубне А.А.Рац продемонстрировал пути, способы и методы достижения этих целей.

В сибирском наукограде Кольцово, как рассказал его мэр Николай Красников, примерно половина всех средств, полученных из федерального бюджета по наукоградской программе, возвращена в НПК - наглядное подтверждение факта, что наукограды отнюдь не намерены "проедать" государственную поддержку.

Причем эта государственная поддержка (она сравнительно невелика), как отмечали многие выступающие, по сути является только стартовой для привлечения внебюджетных инвестиций. Не случайно, что уже десять российских городов - Обнинск (Калужская область), Дубна, Королев, Фрязино, Реутов, Пущино (Московская область) Кольцово (Новосибирская область), Мичуринск (Тамбовская область), Бийск (Алтайский край) и Петергоф (Санкт-Петербург) добились статуса наукограда РФ, но еще больше городов науки "стоят в очереди" на получение этого статуса, согласовывая документы (некоторые - не по первому кругу) в министерствах и ведомствах.

Именно эти города, созданные для целей развития науки и высоких технологий, в которых сконцентрирован высокий интеллектуальный потенциал, уже сегодня являются реальными опорными элементами для создания национальной инновационной системы - это подчеркивали на конференции руководители городов и Союза развития наукоградов России, с этим соглашались представители федеральных органов.

К сожалению, федеральный закон 122-ФЗ лишил наукограды "станового хребта", исключив программный принцип их развития и обязательного ранее соглашения о совместной деятельности трех уровней власти - федеральной, региональной и органов местного самоуправления. В то же время эти выработанные наукоградским движением механизмы в полной мере использованы сейчас в работе по особым экономическим зонам. А наукограды продолжают бороться за возвращение им возможности развиваться осмысленно и эффективно, что можно делать только системно (на основе программ или перспективных планов) и во взаимодействии всех сил.

На конференции были представлены соответствующие поправки в Федеральный закон "О статусе наукограда Российской Федерации", предложенные от администрации города Дубны. Они будут переданы в Государственную Думу, где создана рабочая группа по изучению и совершенствованию законодательства о наукоградах, а также в рабочую группу, которую совместно с Союзом развития наукоградов намерено создать Министерство образования и науки РФ.

Директор департамента федерального министерства Александр Хлунов предложил, не теряя времени, интенсифицировать работу по заключению соглашений с регионами о передаче им и совместном осуществлении части федеральных полномочий в научно-технической и инновационной сферах. В настоящее время в Министерстве образования и науки РФ уже подготовлен проект такого соглашения с Московской областью.

Ключевыми показателями успешного развития наукоградов представитель федерального министерства назвал динамику роста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, динамику роста проданной наукоемкой продукции, в том числе реализованной на экспорт.

Союз развития наукоградов России пополнился на конференции в Дубне пятью новыми членами: в это сообщество вступили города Северодвинск, Апатиты (Мурманская область), Зерноград (Краснодарский край) и Петергоф, а также социально-деловой центр "Инициатива" из подмосковного наукограда Реутова.

Комментарий к событию


Александр Витальевич Хлунов, директор департамента Министерства образования и науки Российской Федерации:
Наше министерство рассматривает наукограды, я подчеркну это, как одну из составляющих, формирующих национальной инновационной системы.

В настоящее время мы дорабатываем, вместе с другими государственными органами и академиями, имеющими статус государственных, стратегию развития науки и инноваций Российской Федерации до 2015 года. 15 февраля состоится межведомственная комиссия по науке и инновациям, где будет представлен доработанный вариант. И мне бы хотелось, чтобы движение наукоградов получило там отражение в виде действительно элемента инновационной системы. Но мы должны это сделать аргументировано, основываясь на тех промежуточных результатах, которых движение наукоградов достигло к настоящему времени. В этой связи крайне важно получить и данные по социально-экономическому развитию, по повышению качества жизни населения наукоградов, в том числе роста заработной платы, одновременно с конкретными данными, которые могли бы свидетельствовать о развитии научно-технической и инновационной деятельности в наших наукоградах и расширении наукоемкого производства.

Действительно сейчас главное - управлять не расходами, а управлять результатами, которые достигнуты.

Мне очень импонирует то, что прозвучало сегодня в самых первых докладах, - это появление новой творческой атмосферы, атмосферы созидания. Появился совершенно другой лейтмотив, нежели это было чуть ранее, - лейтмотив не сохранения научной деятельности, а ее дальнейшего и, может быть, даже интенсивного развития в сторону инновационной деятельности.

Министерство поддерживает создание рабочей группы по обновлению рассмотренной в 2003 году на президентском совете по науке и высоким технологиям Концепции государственной политики развития наукоградов, а также плана мероприятий по ее реализации. И опыт Дубны, о котором мы услышали на конференции, (думаю, есть опыт и других городов, который, может быть, не был озвучен) показывает, что это прежде всего вопрос о повышении инвестиционного потенциала территории, развития городов как инвестиционно привлекательных.

Анатолий Васильевич Долголаптев, президент Союза развития наукоградов России, доктор технических наук:
Мне кажется, появились надежды, что в правительстве все более крепнет понимание необходимости перехода к инновационному развитию. Как только начинают об этом думать, вспоминают: а где это делать? И каким путем лучше? А мы уже готовы предложить это. Не случайно: громадное число претендентов на право размещения особых экономических зон - и вот, пожалуйста, Дубна и Томск, это явные наукограды, они оказались в числе победителей.

И мне кажется, второе, что мы с этой конференции вынесем, это необходимость улучшения внутреннего взаимодействия. Во всех городах уже есть опыт, и мы можем усилить друг друга тем, что воспримем то лучшее, что наработано в других местах.

Вне всякого сомнения, большой проект Российского центра программирования и особая экономическая зона (она в Дубне не только исчерпывается этим проектом) обязательно потребуют уже отработанного именно в наукоградском процессе механизма взаимодействия властей всех уровней, ресурсов всех уровней. Осмысленное движение вперед (наиболее эффективное) бывает только программным - мы все понимаем это. И мы обязательно заявим об этом на всех уровнях: в Государственной Думе, в Совете Федерации, в Правительстве России и Министерстве образования и науки. Именно сейчас мы займемся этим делом по-настоящему.

Некоторая неразбериха, связанная с административной реформой, закончилась. Закончился ужасный, но для наукоградов, кстати, не такой катастрофический (мы предвидели это и добились нормы в законодательстве, что каждый наукоград является городским округом) процесс реформирования местного самоуправления. Начинается работа. И мы готовы к тому, чтобы дать настоящие, обоснованные предложения и решения для власти.

Вера Федорова