Молодежь и наука


В 1999 году в Дубне было образовано городское научное общество учащихся, поставившее перед собой цели воспитания и развития школьников, создания условий для их самоопределения и самореализации, объединения способных, талантливых детей на основе интересов к углубленному изучению дисциплин, развития у них навыков научно-исследовательской работы, умения самостоятельно мыслить. Для того чтобы объединить детей, стремящихся более глубоко изучить отдельные предметы, помочь в выборе профильного обучения старшеклассникам, четыре года назад в обществе были созданы межшкольные факультативы - сначала по двум-трем предметам, позже их число выросло до десяти. Руководители факультативов - опытные учителя школ и лицеев города. Например, занятия по русскому языку ведет учитель гимназии N11 Н.М.Глухова, по физике - Соросовский учитель средней школы А.А.Леонович, по экспериментальной физике - кандидат физико-математических наук преподаватель УНЦ ОИЯИ и лицея "Дубна" И.А.Ломаченков, по истории - кандидат исторических наук учитель гимназии N3 Л.М.Тарасова. Также работают факультативы по экономике, химии, программированию, информатике, английскому языку.

Более подробно о работе физических факультативов городского научного общества учащихся нам рассказал Александр Анатольевич ЛЕОНОВИЧ:

Секцией экспериментальной физики руководит Иван Алексеевич Ломаченков - человек увлеченный, талантливый, он придумывает и ставит увлекательные, захватывающие детей экспериментальные задачи. Иван Алексеевич преподает физику в лицее "Дубна" и ведет курс в УНЦ ОИЯИ. (О его курсе "Физика на кухне", проводимом в УНЦ ОИЯИ, с неизменным восторгом говорят студенты и школьники университетов и лицеев Польши, приезжающие на ознакомительные экскурсии и студенческие практики в Институт - О.Т.) Это выглядит парадоксом, но И.А.Ломаченков - чуть ли не единственный человек в нашем наукограде, который так квалифицированно и интересно преподает школьникам экспериментальную физику.

Я занимаюсь со школьниками 7-9-х классов по расширенному курсу физики. С 7-го и любого следующего класса, учащиеся нашего межшкольного факультатива могут получать дополнительные знания с помощью Заочной физико-технической школы, работающей уже 40 лет на базе Московского физико-технического института (государственного университета). Поступать в ЗФТШ, при этом, не обязательно, я веду занятия по утвержденной программе заочной школы. Школа оказывает квалифицированную адресную помощь тем, кто имеет склонности и способности к физике и математике. Это не только школьники России, но и Украины, Казахстана, прибалтийских государств. Она дает элитное физико-математическое образование, продолжать которое вовсе не обязательно в стенах МФТИ - более половины выпускников ЗФТШ легко поступили в другие престижные вузы Москвы - МГУ, МИФИ, Высшую школу экономики - кстати, далеко не физического профиля вуз, другие высшие учебные заведения России и зарубежья. Школа дает физико-математическую подготовку широкого спектра, перекрывающую требования многих физико-технических и физико-математических вузов. Программа ЗФТШ позволяет среднеуспевающего ученика поднять до высокого уровня, а почему-то совсем не занимавшегося в школе, но толкового - дотянуть до среднего.

МФТИ, гарантируя всем своим студентам прекрасное базовое образование по физике и математике, сохраняя классические направления, предлагает абитуриентам и новые, в русле современных тенденций, специальности. Недавно открыт новый факультет - инноваций и высоких технологий. Его цель - готовить специалистов в области разработки и внедрения современных наукоемких технологий. Подготовка ведется в соответствии с принципами Физтеха: талантливый абитуриент - фундаментальное обучение - реальная исследовательская работа. Студенты получают классическую физтеховскую подготовку по физике и математике, параллельно осваивают различные компьютерные технологии. А поступившие в магистратуру обучаются по современным разделам математики, экономики, компьютерных наук. Преподавание ведется совместно со специалистами крупнейших академических институтов - Института системного анализа, Центрального экономико-математического института, Института проблем управления, а также Высшей школы экономики, Института экономики переходного периода и других. Этот союз физики, математики и экономики не случаен. Экономическая теория все больше приобретает форму естественно-научной дисциплины. По мнению Нобелевского лауреата экономиста Василия Леонтьева, дальнейшее развитие экономики как науки существенным образом зависит от того, насколько ей удастся постичь методологические принципы естественных наук и наиболее развитой из них - физики.

Выпускники этого факультета будут способны не только создавать сложные инновационные проекты и управлять ими, но и разрабатывать наукоемкие технологии, формировать современные механизмы их продвижения на рынок. Это те самые специалисты, которые сегодня остро необходимы в особых экономических зонах, в венчурных фирмах, хотя выпускники МФТИ, как показала практика последних лет, востребованы в любых областях.

Как постоянно подтверждает история нашей страны, в любые времена, в любых условиях - революций, войн, всевозможных перемен, вырастали и вырастают талантливые дети, с большим творческим потенциалом, который обязательно нужно развить. Чтобы не пришлось в ближайшем будущем нашим большим и маленьким руководителям, как Петру I, выписывать специалистов из Голландии...

Ну, а пока советуем дубненским школьникам поближе познакомиться с межшкольным факультативом, обучение в секциях которого ведется бесплатно, а дополнительную информацию можно получить по тел. 4-98-68.

Учащихся 6-8-х классов, желающих проверить свои силы в физике и математике, приглашаем на вторую Городскую физико-математическую олимпиаду, которая состоится 23 сентября в 16.30 в школе N 9.

Записала Ольга ТАРАНТИНА