Дубна музыкальная
"Лети, пари, моя дорогая!.."
Город только готовится отпраздновать свой юбилей, а Дубненской музыкальной школе N1 пятьдесят лет уже исполнилось. Первый из юбилейных концертов ДМШ, на котором выступили Ирина Львовна и Карина Оганесян, состоялся в марте (об этом писал наш еженедельник - см. N10). В этом году заслуженный работник культуры Московской области, основоположник традиций и одна из первых педагогов школы, И.Л.Оганесян отмечает юбилей своей педагогической деятельности. Сегодня мы публикуем воспоминания педагога музыкальной школы по классу фортепиано Ирины Николаевны Захаровой о начале ее работы в Дубне, их совместной с И.Л.Оганесян и в составе "Дубна-TRIO" концертной деятельности.
Думала ли я, когда уезжала из Тбилиси, города высокой культуры, в Дубну, променяв работу в училище на детскую музыкальную школу, что переезд мой окажется провидением Господним?..
Я начала работать, постепенно вошла во вкус, хотя это оказалась просто другая специальность. Директор школы Александр Денисович Фоменко с пониманием отнесся к моей проблеме и дал мне старшеклассников для целенаправленной подготовки в музыкальное училище. И дело пошло. Наши выпускники поступали каждый год, иногда по три человека. Я, как король Лир, отдавала ребят в разные училища, ища педагога, которому они будут интересны и дороги, который будет продолжать бережно их растить. Так я познакомилась с замечательным человеком и педагогом, ученицей Генриха Густавовича Нейгауза Ириной Ивановной Савиной. У нее учились мои ученики Ирина Кузнецова, Катя Беляева, Юля Мусаева. Кроме Кати, которая заканчивает аспирантуру Академии музыки имени Гнесиных, и Юли Пелипас, живущей в Москве, все они - золотой фонд Дубны. С ними с радостью работают и солисты, и хоровики, и ансамблисты. Ирочка Кузнецова достойно продолжает мое дело, дает школе и городу лауреатов. Я горжусь ее работой и жду дальнейшего исполнительского и педагогического роста.
В 1970 году вернулась из Парижа в Дубну Ирина Львовна Оганесян, и я поняла, что мой приезд в Дубну - божий промысел. Я вновь села за рояль после многолетнего периода занятий только педагогикой. Звук ее скрипки меня заворожил. Позже я узнала, что это чудесное соединение души Ирины и скрипки итальянского мастера Амати. С первой же репетиции стало ясно, что мы сыграемся. К счастью, мы обе лишены исполнительского тщеславия, и при разночтении в музыкальном тексте мы просто останавливались и искали путь, устраивающий обеих. И репетиция продолжалась.
Очень интересно было работать над сонатами Шуберта. Мы переиграли все сонаты и дуэт, каждый раз поражаясь красоте и совершенной простоте этих шедевров. "Лист, Шопен - это прекрасно, но это пышные розы и лилии, а Шуберт - это полевые цветы", - сказал Константин Николаевич Игумнов. В медленных частях звуки скрипки были так органичны и прекрасны, что те же темы, повторенные роялем, казались мне грубыми и надуманными. Я до сих пор помню ужас, охватывавший меня на этих перекличках.
Работали мы много, но без этого в искусстве ничего хорошего и не сделаешь. Работа была в радость, а концерты - в упоение. Коллеги очень поддерживали нас и вдохновляли расширять репертуар - так появились Моцарт и заворожившая нас его Концертиной Буся Борисовна Луговиер. Играли очень много. После конкурсов педагогов-исполнителей, где мы неизменно занимали первые места, нас стали активно приглашать в школы Подмосковья, а позже были Рига, Тбилиси, Ереван, Прага, Варшава. В 1989 году, с подачи Давида Натановича Белла, нас пригласили в США, в Ла Кросс - устанавливать дружеские отношения между нашими городами. Ответственность на нас была очень большая, поскольку мы были первыми вестниками из СССР. Новые друзья старались показать нам свою страну со всех сторон - возили даже на ферму и в роддом. Эти поездки перемежались концертами. Американцы окрестили нас "Дубна - TRIO". Концерт в большом зале колледжа VITERLO прошел успешно, и с нами заключили контракт на 1991 год.
С 1991 года Буся Борисовна живет и работает в Америке, но остается верна памяти нашего трио. Она по возможности приезжает в Дубну поиграть с Ириной и пообщаться со мной, часто звонит мне и помогает всем, чем может. В прошлом году Ирина Львовна побывала в США, где выступала сольно и в ансамбле с Б. Луговиер и ее камерным оркестром.
Я завидую всем пианистам, с которыми Ирина будет играть и всем слушателям, которые отдадутся власти ее скрипки и испытают это счастье. Когда долго играешь с солистом, рождается особое, почти материнское чувство. Примерно такое чувство я испытала в прошлом году, когда Ирина на своем юбилейном концерте отважилась на исполнение с Дубненским оркестром части концерта Чайковского. Я испытала и волнение, и гордость, и чувство вины, что сонатами я держала ее, наверное, как птицу в клетке. А ей - хотелось летать! И как свободно взвивалась она на всех каденциях, а я, сидя в первом ряду, шептала: "Лети, пари, моя дорогая, прекрасная Иришенька...". Кстати, к ее юбилею мы выпустили два компакт-диска - память о лучших концертах.