Точка зрения


20-го июля в 12 часов в помещении школы N10 на левом берегу пройдут общественные слушания по вопросу строительства в Дубне Российского центра программирования (сокращенно РЦП). Все, кому небезразлична судьба Дубны, приглашаются на общественные слушания в вышеуказанное время.

Фактически, РЦП - это крупный градостроительный проект, по которому Дубна увеличится наполовину, с нынешних 60 с лишним до 90 тысяч жителей, причем не только за счет дубненцев - на работу в РЦП планируется привлекать людей со всей страны. Поэтому к оценке этого проекта нужно подходить с позиций градостроительного проекта. На левом берегу хотят построить еще половину Дубны. Вдумайтесь в это!

Кроме РЦП, администрация г. Дубны намеревается организовать индустриальный парк на Большой Волге, по которому также возникает много вопросов, которые в этой статье не затрагиваются. Данные проекты кроме плюсов имеют множество подводных камней, которые могут иметь эффект бомбы замедленного действия.

Обратимся к имеющимся фактам и прогнозам. Дубна на сегодняшний день является уникальным, весьма комфортным для проживания городом, чем могут по праву гордиться городская администрация и все жители.

В городе сложился определенный комфортный и неторопливый академический уклад и темп жизни, что выгодно отличает Дубну от Москвы, где сумасшедший ритм характеризуется постоянными затяжными пробками, невысокой комфортностью проживания в "спальных" районах, которые весьма похожи на муравейники. Все это уже сделало Москву "каменным мешком", практически непригодным для жизни. Говорю это также с субъективной позиции человека, который живет активной жизнью в столице уже 8 лет, периодически передвигаясь на личном автомобиле. Сейчас даже ведутся разговоры о переводе столицы в Санкт-Петербург, что вызвано, в том числе, выше указанными причинами.

Предварительно проведенные исследования в рамках курса "Экологическое проектирование и экспертиза" на кафедре экологии Университета "Дубна" показывают, что несмотря на экономические преимущества, реализация проектов РЦП и индустриального парка на Большой Волге может существенно снизить комфортность проживания в Дубне и в результате привести к ухудшению имиджа самого РЦП и планируемой особой экономической зоны на его базе и базе индустриального парка, как причины неблагоприятных экологических и социальных изменений. Исследования также выявили обеспокоенность общественности по поводу этих проектов, что может привести к торпедированию данных проектов. В Российской практике известны случаи, когда проекты были остановлены в результате отрицательного мнения общественности, несмотря на всестороннюю поддержку этих проектов органами власти и представителями бизнеса. Например, проект скоростной железнодорожной магистрали "Санкт-Петербург-Москва", проект Катунской ГЭС, проект строительства мусоросжигательного завода в подмосковном г. Троицке не прошли экологическую экспертизу в результате участия общественности.

Для оценки проекта в Троицке была организована общественная экологическая экспертиза, которая шла параллельно государственной. Общественную экологическую экспертизу можно организовать и в Дубне. Для этого общественная организация, в уставе которой есть пункт об экологической деятельности, должна подать заявление на инициирование этого механизма в орган местного самоуправления.

В Дубне в последнее время наметились тенденции к снижению комфортности проживания. Прежде всего, это заметно по затруднению движения по улицам Дубны в часы пик, в частности между левым и правым берегом (а ведь еще недавно понятие "час пик" было просто незнакомо Дубне). В некоторые дни автомобильная "пробка" выстраивается практически от железнодорожного переезда (начало Дмитровского шоссе в районе памятника Ленину) до светофора на плотине. Здесь насчитывается 110 и более автомобилей в один конец. У автомобилистов Дубны уходит уже 30-40 минут, чтобы добраться с одного берега на другой, что в 2 раза больше времени, чем это занимало два года назад. Конечно, данная проблема вызвана односторонним движением по туннелю и плотине, и, казалось бы, будет решена при строительстве моста, однако, какая на дорогах Дубны сложится ситуация, если с реализацией проекта РЦП число жителей города увеличится наполовину и число личных автомобилей на треть? Часто уже не имеется возможности расширить уже существующие дороги. Кстати, значительно увеличилось число автомобилей, передвигающихся между Черной речкой и институтской частью города в часы пик, что не связано с плотиной и тоннелем. Часто автомобили не проезжают светофор даже со второго раза, что является объективным признаком возникновения пробок.

В Дубне уже сейчас активно ведется жилищное строительство. Причем есть мнение, что покупатели этих дорогостоящих квартир преимущественно москвичи. Сегодня жителям Дубны уже негде парковать свои автомобили, что же будет в недалеком будущем, особенно с вводом в эксплуатацию новых жилых районов? Жители будут вынуждены парковать автомобили на дороге, вызывая затруднения для движения транспорта. В Москве случаются даже "бои" за парковочные места.

Под большим вопросом остается достаточность рекреационных территорий в Дубне, при реализации проекта РЦП и индустриального парка на Большой Волге. Уже остро стоит проблема достаточности мест, где можно хорошо отдыхать и загорать. Обычное для старожилов место отдыха - городской пляж в Институтской части зарос и находится в заброшенном состоянии. Судя по большому количеству автомобилей, ездящих в Ратмино и обратно, не верится, что это дорога тупиковая. Проектируемый мост пройдет как раз в зоне масштабного строительства и детского парка на озере, который сейчас активно используется для загорания и купания. Большой вопрос, будет ли шумовое воздействие в этом месте в пределах экологических нормативов. Выбросы автотранспорта также не добавляют рекреационной ценности данному месту. Насколько будет приятно жить и отдыхать рядом с "боевым" мостом, который как кинжал будет пронизывать весь город?

Проблема бытовых отходов в Дубне просто злободневна! Уже сейчас их практически негде захоранивать. Свалки уже закрывали несколько лет назад. А мы говорим об увеличении образования отходов еще наполовину.

Наконец, не следует исключать вероятность подтопления территории. На пойме реки строить нельзя, это устоявшееся мнение геоэкологов и строителей. Не зря водоохранная зона Волги равняется 500 метрам и на этой территории запрещается строительство. Пойма - это часть реки, образованная в результате ее разливов. Ее издавна использовали для сельского хозяйства без активного удобрения, как это сейчас и происходит. Поздней осенью в 60-е годы грунтовые воды поднялись и замерзли, и наши отцы катались на коньках по месту предполагаемого строительства РЦП, даже не думая о том, что кому-то в голову может прийти странная идея застроить этот участок. Если только пунктами сдачу в аренду коньков.

Это далеко не полный список проблем, которые строительство РЦП и индустриального парка на Большой Волге только усугубит. Для того, чтобы четко сказать: быть или не быть РЦП и индустриальной зоне в Дубне, необходимо следующее:

  1. комплексная детальная оценка воздействия на окружающую среду проектируемых РЦП и индустриального парка на Большой Волге;
  2. аналитическое исследование допустимой емкости территории Дубны и ее достаточности для комфортного проживания жителей с учетом реализации данных проектов;
  3. общественный референдум.

Возможно, инициирование этих проектов является и благой идеей, но кто скажет спасибо, если все жители Дубны встанут в пробках, будут дышать выхлопными газами, жить в большом "каменном мешке" и испытывать недостаток в местах для отдыха? Дубна в этом случае рискует потерять самое ценное, что у нее есть - неповторимое очарование научного и университетского города, расположенного на чистой природной территории.

Поэтому в качестве альтернативного варианта предлагается на левом берегу Волги организовать рекреационную территорию с пляжем. Мост предлагается строить в районе плотины, используя существующую дорожную инфраструктуру с организацией дорожек для велосипедистов. Предлагается рассмотреть возможность строительства РЦП в других районах города: Юркино, или между Александровкой и Дубной (район так называемой "новой дороги").

Нужно учиться ценить, что имеешь (восточная мудрость). В Дубне и так уже немало выдающихся и известных во всем мире организаций.

Предлагается следующий состав работ для всесторонней оценки нового генерального плана города и возможности реализации данных проектов:

1. Анализ и оценка существующего состояния городской среды

2. Анализ и оценка ситуации в случае реализации проекта 3. Анализ и оценка ситуации в случае отказа от проекта 4. Предложения и рекомендации

С. Ртищев, преподаватель кафедры экологи университета "Дубна" (предмет "Экологическое проектирование и экспертиза")