Книги юбилейного года


Издательский отдел немало постарался, чтобы оставить на память о 50-летии Института свои новые работы. О некоторых из них мы рассказываем сегодня.

Судя по некоторым его наброскам, он мог бы стать художником. Но стал - фоторепортером. Он приехал в Дубну в годы моего детства с Камчатки, где прошел суровую газетную школу в областной "молодежке".

В городской газете появились его репортажи и фельетоны - он всегда умел находить острую тему и неожиданный сюжетный поворот. Может быть, это сильно сказано, но его предтечей в русской журналистике, почему-то кажется мне, был Гиляровский. Во всяком случае, не смени Туманов шариковую ручку на фотообъектив, он бы мог написать книгу подобную "Москве и москвичам" - "Дубна и дубненцы". Он населил бы ее колоритными образами знакомых ему речников и строителей, ученых и механиков, милиционеров и водителей, врачей и учителей... если к этому добавить многочисленные неординарные случаи из его жизни - получилось бы нечто подобное "Былому и думам". Но у Туманова репортерское мышление - в "былом" он находит подтверждение своим сиюминутным фотосюжетам, а "думы" его то лаконичны, то витийственны, но всегда парадоксальны.

В какой-то момент своей жизни Туманов окончательно прибьется к Науке - его снимки, наряду с фотографиями всегда уважаемых им первых дубненских фотомастеров В.Шустина, П.Зольникова, его коллег и учеников Н.Горелова и Е.Сметаниной, запечатлевших многие эпизоды становления Объединенного института ядерных исследований, составят широкую галерею развития международного научного центра. Он и сам станет соавтором ученых, например, придумает, как зафиксировать простой "Сменой" циклотронный пучок в камере ускорителя, и осуществит свою задумку. Академик Юрий Оганесян скажет: "Мир видит Дубну глазами Туманова", - и будет совершенно прав...

...Возвращаясь к Гиляровскому. В нашей с ним (Тумановым, конечно) совместной творческой жизни был случай, напомнивший мне фильм "Сюжет для небольшого рассказа". Там Чехов встречает на московской улице примостившегося на подножке пожарной кареты дядю Гиляя, и тот кричит ему: "Антон, поехали на пожар!"... Я шел по каким-то своим делам по площадке Лаборатории высоких энергий, как вдруг рядом с тротуаром тормозит дежурный институтский микроавтобус, и из открывшейся двери машет рукой Туманов: "Молчанов, садись скорей! В 205-м корпусе сейчас кончают монтаж ускорителя для Словакии!". Чехов-то от Гиляя отговорился, а от Туманова так быстро не отвертишься. Поехали...

В годы моего газетного ученичества Светлана Кабанова советовала мне прислушиваться к тумановским советам: "Он как никто другой чувствует тему, всегда подскажет интересный репортерский ход", - но она же в трудный для меня период, когда я искал работу в Дубне после школы, отсоветовала идти к нему в ученики: "Он тебя сломает". И была по-своему права, хорошо зная мой, твердо говоря, мягкий характер и, мягко говоря, мощную энергетику Туманова. Через много лет, приобретя свой собственный - "сын ошибок трудных! - опыт газетной и телевизионной работы и общения с островитянами, побывав вместе с Тумановым в Ереване, Польше, Белоруссии, не раз посидев с ним за дружеским столом, я охотно откликнусь на просьбу Татьяны Романовой - редактора дубненской детской газеты "Живая шляпа". А заключалась эта просьба, или, если хотите, заказ, в том, чтобы написать о Юрии Александровиче зарисовку. Понятно, что для детей надо писать, как для взрослых, только еще лучше. Не придумав ничего более оригинального, чем избитый заголовок "Штрихи к портрету", - я принялся за работу...

Фотограф Божией милостью, он может одним неожиданным словом развеселить сотню разноязыких участников международной конференции, позирующих на ступеньках лаборатории для группового снимка на память. Или практически без монтажа снять видеофильм о загрузке топливных элементов на исследовательском реакторе. И даже профессионалы-телевизионщики, внимательно следя за его сюжетом, решат, что это снимали, как минимум, три оператора. Поскольку много лет он снимает жизнь науки не только в непосредственной близости, но и изнутри, физики - народ непростой и в чем-то очень даже капризный - считают его своим. Они с готовностью помогают расставить, где надо, лампы и... забывают о камере, продолжая свою работу.

И вот, наконец, вышел к юбилею Института фотоальбом Юрия Туманова. Восемьсот экземляров. Около восьми сотен персонажей. Даты. Имена. События. Кропотливая четырехлетняя работа составителя альбома Бориса Старченко. Напряженный труд полиграфистов: редакторов Татьяны Жабицкой и Анастасии Шабашовой, компьютерная верстка Ирины Андреевой. В предисловии к альбому Борис Старченко выразил надежду, что со временем книга приобретет новое качество - моста из прошлого в будущее - и будет с интересом воспринята ветеранами и молодежью Института, гостями Дубны.

(В рецензии-зарисовке использован фрагмент книги Евгения Молчанова "Записки островитянина", которая готовится к изданию, в свою очередь, в издательском отделе ОИЯИ).

На снимке Евгения Молчанова: В.Д.Кекелидзе, Ю.А.Туманов, Б.М.Старченко, Л.Н.Орелович на открытии юбилейной выставки в музее ОИЯИ.

Библиографам легко: взял аннотацию к книге, прибавил пару абзацев как бы от себя, - получилась заметка о новинке в соответствующем разделе серьезного журнала (или газеты). При всей серьезности нашего научно-информационного издания, рассчитанного на вдумчивый анализ (читателей), аннотации: "В книгу вошли избранные произведения, написанные в 1964-1990 гг. для стенной газеты "Испульс"", - явно недостаточно. Надо что-то добавить от себя. Конечно, в предисловии и послесловии автора - доктора физико-математических наук, профессора, начальника отдела Лаборатории информационных технологий Владислава Павловича Ширикова - достаточно серьезно излагается история этой не совсем серьезной книги. Я бы даже сказал, совсем не серьезной. Хотя и уведомляется, что "в избранном отражены развитие и становление лаборатории, некоторые зарисовки из жизни института, и это будет интересно многим: тем, кто упоминается в статьях, и тем, кто приходил в лабораторию и работал на ЭВМ".