Анонс


22 апреля в 18 часов в Доме культуры "Мир" состоится 350-е представление физ-оперы "Архимед", которое авторы и исполнители посвящают юбилею ОИЯИ.

В каком именно году родился Архимед и как он провел свою юность - история об этом умалчивает. Обо всем этом опера "Архимед" Валерия Канера и Валерия Миляева, которая с огромным успехом идет уже более 45 лет. В течение полутора часов зрители с неослабевающим интересом следят за героической историей Архимеда, его борьбой с богами-олимпийцами, которые олицетворяют собой человеческие слабости. Авторы оперы сумели в динамичных сценах передать бурю страстей, мятущихся в душе молодого физика, сомнения и колебания Архимеда перед выбором пути. Помыслы героя воплощены в лице студентов - учеников Архимеда, которые то поддаются порывам страстей, то сливаются воедино во имя науки. На сцене царствуют Венера, Марс, Аполлон, которые плетут свои интриги против Архимеда, беспробудно пьянствует Бахус, гремит хор сиракузской молодежи, филонов, тунеядцев, хулиганов и пьяниц в исполнении студентов и выпускников физфака всех поколений ХХ и ХХI веков.

А началось все в 1960 году, когда физики МГУ на комсомольской конференции постановили: "Учредить День Физика. Считать Днем физика день рождения Архимеда. Считать, что Архимед родился 7 мая 287 г. до н.э." Так была установлена точная дата рождения великого ученого. Учреждение Дня Архимеда стало одной из масштабных социальных инициатив физиков, традицией на многие годы. Стоит напомнить, что физический факультет МГУ был в конце 50-х - начале 60-х годов неформальным лидером молодежных движений времен хрущевской "оттепели". Жизнь на физфаке кипела, развивалось студенческое самоуправление, рождались строительные отряды, создавались физико-математические школы. Но студентам все было мало. Настало время физических опер-капустников: "Дубинушка", автор А.Кессених (1955-1957), "Серый камень", автор А.Кессених (1956) и, наконец, самая известная опера "Архимед", авторы В.Канер и В.Миляев (1960).

Первому "Празднику Архимеда" пришлось преодолеть множество препятствий со стороны парткома факультета. Партком потребовал убрать из сценария оперы строительство пирамид, на которые, по замыслу авторов, направлялся летом студенческий отряд. Администрация факультета нашла в этом намек на рабский труд. Сильное негодование партийцев вызвали девочки из кордебалета, которые выходили на сцену в купальниках, на высоких каблуках и черных перчатках по локоть. В те времена такие костюмы были неслыханной смелостью. Почему-то в перчатках была усмотрена наибольшая крамола. С большим трудом их удалось отстоять. Опера состоялась и имела грандиозный успех. Такое крупномасштабное представление с большим хором, яркими божественными персонажами, прекрасными солистами, смешением эпох, народов, с "крамольным" кордебалетом было первым в своем роде и вызвало необычайный энтузиазм. Правда, члены комитета комсомола во главе с секретарем Валерием Кандидовым получили взыскание за аполитичное представление и за "учиненные беспорядки", но это уже было неважно: дело было сделано.

Неизвестно, удалось бы провести Праздник Архимеда в следующем, 1961 году, если бы членам комитета комсомола не пришла в голову блестящая мысль - пригласить на праздник великого ученого Нильса Бора, который был в то время с официальным визитом в СССР. Нильс Бор посмотрел все празднество. Во время оперы Бор сидел рядом с Ландау, который переводил ему содержание. После спектакля великий ученый вышел на сцену и сказал: "Если студенты способны на такую же изобретательность и остроумие в физике, то за будущее физики я спокоен". В книге почетных гостей МГУ Нильс Бор записал: "Артистизм и чувство юмора, проявившиеся в ежегодном празднестве в честь Архимеда и его заслуг перед человечеством, произвели на мою жену и на меня действительно неизгладимое впечатление".

Рождение Дня Физика положило начало бурному расцвету физического творчества. Число участников праздников исчислялось сотнями, число зрителей - тысячами. Достиг праздник апогея в 1964 году, когда число участников превысило 300 человек, а сам он длился с 5 по 10 мая. Праздник приобрел мировую популярность. О нем говорили по радио, его снимали на телевидении, через фильм "Гвоздики нужны влюбленным" он попал на экран. То, что казалось милым пустячком, превратилось в целое социальное явление. Физфаковский Архимед трансформировался в День смеха в МИФИ, День Физика устраивают в Ленинграде, Новосибирске, Тбилиси, Ереване, Таллинне, Одессе.

Самым грандиозным был праздник 1963 года, когда фасад факультета был декорирован огромной ракетой от первого этажа до самой крыши. На День Физика был приглашен космонавт Герман Титов, встреченный с огромным энтузиазмом тысячной толпой зрителей. Титов был выпущен на балкончик ракеты на уровне второго этажа физфака. Он сказал пламенную речь и опрометчиво сбежал по крутой лестнице прямо в толпу, где всем очень хотелось пообниматься со знаменитым космонавтом. Были смяты все дружинники и микрофоны. Титов уехал без пуговиц и одного ботинка, но зато увез с собой воспоминания о горячем приеме.

Опера "Архимед" за 45 лет своего существования выдержала более 300 постановок. Она шла во многих университетах, учебных и научно-исследовательских институтах Советского Союза, от Москвы до Прибалтики и Сахалина. Многое в ней было смешно, многое наивно, однако это не снижало драматизма спектакля. Он всегда смотрелся с захватывающим чувством, а сцена гибели Архимеда воспринималась не как фарс, а как настоящая трагедия.

Прошли годы, сам День Архимеда потерял свою актуальность и потихоньку угас, а опера все же существовала. В 70-годы она была изгнана за "аполитичность и аморальность" из стен МГУ и перебазировалась в ДК Курчатовского института, руководство которого оказалось более лояльным. В течение многих лет опера вообще не ставилась.

В мае 2000 года опера "Архимед" (спустя 40 лет с момента создания) вновь прозвучала в ДК МГУ. Она была восстановлена героическими усилиями группы бывших "архимедовцев" во главе со Светланой Ковалевой. Представление было приурочено к Учредительной конференции Союза выпускников физического факультета. Физики МГУ решили вновь продемонстрировать прежний энтузиазм, силу духа и единство своих рядов. С таким же энтузиазмом была воспринята и опера, восстановленная силами выпускников и студентов физфака. Среди исполнителей были и те, кто участвовал в первой постановке оперы - 7 мая 1960 года.

После окончания спектакля публика без конца вызывала исполнителей. По традиции, весь зал встал и исполнял гимн физфака "Дубинушка", написанный Борисом Болотовским: "Тот, кто физиком стал, тот грустить перестал..." И в эти минуты, как и в далекие времена, все - и зрители, и артисты - стали одной огромной душой. Правда восторжествовала!

Опера продолжает жить. Постановку, которая состоится в Дубне, участники "Архимеда" посвящают замечательному событию - 50-летию ОИЯИ. И мы надеемся, что нашу оперу нельзя испортить никаким исполнением и постараемся в очередной раз доказать это!

"Архимедовка" С. Ковалева