ОИЯИ-50: страницы истории


Сегодня мы продолжаем цикл публикаций о коллективах ЛНФ (NN30, 33, 38, 45 2005 года и N4 этого года). О том, как создавался уникальный реактор ИБР-2, о трудностях, которые пришлось преодолеть на долгом пути до его физического и энергетического пуска, сегодня рассказывает ведущий инженер ИБР-2 Алексей Иванович Бабаев, начинавший свою трудовую биографию в ОИЯИ на реакторе ИБР-30.

"Родился "ребенок" по имени ИБР-2, и теперь наша задача, чтобы ребенок рос здоровым и развивался нормально".
(Из выступления И.М.Франка на банкете в Доме ученых в 1984 г.)

Весенний месяц март, 2006 год - юбилейный... А я вспоминаю то далекое время, когда по воле судьбы стал участником создания уникальной установки под названием импульсный реактор ИБР-2.

В марте 1976 года в комнату в здании 44 зашел замдиректора ЛНФ, начальник отдела ИБР-2 Ю.С.Язвицкий. Свой разговор он начал с того, что в конце 1976 года начнутся работы по физическому пуску реактора ИБР-2 без теплоносителя, научным руководителем пуска реактора назначен Е.Д.Воробьев. Необходимо к проведению физического пуска готовить сменный персонал, а у нас нет ни службы управления ИБР-2, ни начальника этой службы, в обязанности которого входили бы подбор и подготовка сменного персонала.

Меня и В.Т.Руденко, начальника физико-технического отдела ИБР-30, этот вопрос не застал врасплох. Мы предложили назначить начальником службы управления ИБР-2 начальника смены ИБР-30 Л.К.Кулькина (грамотный инженер-физик, опытный специалист, ответственный сотрудник). В службу управления ИБР-2 было предложено перевести из службы управления ИБР-30 В.П.Пластинина (начальник смены ИБР-30, грамотный инженер-физик, опытный специалист), старшего инженера управления ИБР-30 Э.И.Витальева, старшего инженера управления ИБР-30 О.В.Сутулина. Были переведены в службу управления ИБР-2 и молодые специалисты инженеры-физики И.Д.Филин, В.Н.Финагин, В.И.Данилов, Г.М.Поляков, А.С.Золотухин, М.А.Киселев, В.П.Шпаков и Т.И.Исаев.

В ноябре этого же года Ю.С.Язвицкий пригласил меня на директорское совещание. На совещании директор лаборатории И.М.Франк сообщил, что принято решение в 1977 году провести физический пуск реактора ИБР-2 без теплоносителя. Следовательно, необходимо сконцентрировать все усилия наших инженерных служб на сборке твэлов в тепловыделяющие кассеты. Илья Михайлович предложил ответственность за сборку твэлов возложить на меня, освободив меня от обязанностей заместителя начальника физико-технологического отдела ИБР-30. 9 декабря И.М.Франк уже подписал распоряжение по ЛНФ о создании технологического участка сборки кассет ИБР-2. О том, какая работа была проведена по созданию технологического участка с 9 декабря 1976 года по 22 июля 1977 года, когда была изготовлена 84-я рабочая кассета, я писал в газете "Дубна". Здесь хотел бы еще раз поблагодарить сотрудников, которые активно помогали выполнить эту задачу в такой короткий срок. Это В.П.Воронкин, А.А.Беляков, В.М.Крылов, Б.Ф.Дыбин, Е.А.Басков, Э.П.Пилипенко, В.Ф.Филиппов, Н.Н.Калякин, А.В.Андросов.

В июле после завершения работ на технологическом участке И.М.Франк предложил мне перейти на установку ИБР-2 на должность заместителя главного инженера реактора. Так с 1 августа 1977 года связалась моя судьба с судьбой реактора ИБР-2. Началась активная работа по проверке технологических систем к физическому пуску реактора ИБР-2 без теплоносителя. Были укомплектованы и приступили к работе две смены персонала реактора: первая - В.П.Пластинин (начальник смены), О.В.Сутулин, В.И.Данилов, В.А.Татаринов, И.Д.Белозеров, И.А.Куренков и вторая - Б.А.Загер (начальник), Г.М.Поляков, В.Н.Грехнев, А.Н.Гришин.

27 октября 1977 года комиссия под председательством председателя Государственного Комитета по использованию атомной энергии СССР А.М.Петросьянца подписала акт "О готовности реактора ИБР-2 ОИЯИ к физическому пуску": "...импульсный исследовательский реактор ИБР-2, его технологические системы подготовлены к проведению физического пуска реактора без теплоносителя. Сменный персонал по управлению реактором и персонал пусковой группы подготовлен и допущен к самостоятельной работе на время физического пуска без теплоносителя. Разрешить проведение физического пуска без теплоносителя импульсного реактора ИБР-2".

14 ноября в смене В.П.Пластинина приступили к выполнению работ по физическому пуску реактора ИБР-2 без теплоносителя. В 13.00 в ячейку зоны реактора была загружена первая тепловыделяющая сборка (ТВС) N159. Загрузку зоны реактора в соответствии с заданием выполняли до 7 декабря. В этот день была загружена 74-я ТВС. 8 декабря 1977 года в 16.25 была достигнута критичность по запаздывающим нейтронам. Загрузку зоны реактора под руководством Ю.В.Кульпина проводили слесарь-ремонтник МТО В.Н.Жуков, слесарь Б.В.Романов, крановщик Н.М.Чистякова.

После физического пуска реактора ИБР-2 без теплоносителя до начала энергетического пуска реактора было необходимо выполнить большой объем работ по монтажу и наладке технологических систем и оборудования. Началась подготовка натриевых систем к эксплуатации. Для заполнения натриевых контуров реактора необходимо было провести дистилляцию и подготовить 8300 литров натрия. Поскольку персонал ИБР-2 не имел опыта работы с натрием, надо было обучаться на действующем реакторе с натриевым охлаждением. Таким реактором был реактор БР-10 ФЭИ (Обнинск). В мае 1978 года я уехал туда в командировку, для того чтобы ознакомиться с правилами эксплуатации натриевых систем, с технологической документацией по натрию. Договорился с главным инженером БР-10 М.П.Никулиным о подготовке на реакторе БР-10 персонала службы управления и дежурных механиков ИБР-2. К декабрю того же года весь персонал службы управления ИБР-2 прошел стажировку на реакторе БР-10.

Приобретенные знания по эксплуатации натриевых систем БР-10 ФЭИ позволили нам приступить к проведению работ по дистилляции натрия. Этот процесс длился весь 1979 год. В феврале 1980 года заполнили натрием второй контур и приступили к подготовке первого контура и корпуса реактора. 31 июля был подписан протокол о готовности корпуса реактора к заполнению натрием.

Следующим этапом в ходе подготовки реактора к энергетическому пуску были работы с ТВС. Требовалось доработать хвостовики сборок с таким расчетом, чтобы при постановке ТВС в зону поверхностный контакт гладкой части хвостовика с посадочной поверхностью отверстия в решетке был минимальным. Я обсудил план доработки штатных кассет с главным инженером ИБР-2 В.Д.Ананьевым, и мы решили выполнять эту работу прямо в зале реактора. Для этого там был установлен токарный станок, который стоит в зале и поныне. 19 июня приступили к обработке хвостовика первой рабочей кассеты, а к 6 августа все было готово.

12 июля 1980 года комиссия в составе директора ЛНФ И.М.Франка, главного инженера ИБР-2 В.Д.Ананьева, представителей НИКИЭТ Н.А.Хрястова и А.Г.Филиппова, ФЭИ - М.П.Никулина, ГСПИ - М.Т.Воронцова, Госатомнадзора - Ю.Н.Зуева произвела проверку готовности реактора ИБР-2 к энергетическому пуску. Комиссия решила, что оборудование и системы смонтированы, налажены, прошли комплексные испытания в соответствии с действующими нормами и правилами и обеспечивают проведение энергетического пуска реактора ИБР-2.

2 октября 1980 года И.М.Франк подписал распоряжение N109, которым предписывалось сменному персоналу установки ИБР-2 и пусковой группе приступить к выполнению программы энергетического пуска. Утром того же дня в пультовой реактора собрался весь состав пусковой группы, перед которым с инструктивным докладом выступил В.Д.Ананьев, а Илья Михайлович пожелал успехов. После совещания группа, которой непосредственно было поручено заниматься загрузкой рабочих кассет в зону реактора, направилась в зал реактора. В состав бригады входили крановщик Н.М.Чистякова, слесари Б.В.Романов, В.Е.Савин, Н.В.Зайцев, С.В.Жданов, начальник группы ОРБ В.А.Архипов, дозиметрист Н.В.Филиппов и руководитель работ по загрузке зоны реактора А.И.Бабаев. Вместе с нами в зал реактора пришли И.М.Франк и начальник смены БР-10 ФЭИ Г.В.Доронин, приехавший по нашей просьбе.

Деталь, которая спустя годы кажется весьма существенной. Директор лаборатории лауреат Нобелевской премии академик Илья Михайлович Франк приходил каждый день к 10 часам утра в зал реактора, подходил к "своему" месту, с которого хорошо было видно все, садился на свой стул и наблюдал за работой персонала. Рядом с ним, как правило, стоял Г.В.Доронин, и они обсуждали выполняемые работы.

2 октября 1980 года в 21.27 в ячейку N1 была загружена первая рабочая тепловыделяющая сборка N193. Так началась напряженная, без суеты, ежедневная работа по загрузке зоны реактора. 29 октября в 15.30 в зону реактора была загружена 72-я сборка. Двадцать восемь дней без перерыва длился набор критмассы. Начался энергетический пуск реактора ИБР-2.

11 декабря в 17.50 была достигнута импульсная критичность. Длительные испытания на различных уровнях мощности показали, что технологические системы и сам реактор работают стабильно и надежно. Не было выявлено каких-либо нарушений или отклонений при работе реактора на мощности до 1 МВт в режиме 5 имп/сек и 2 МВт в режиме 25 имп/сек. Персонал реактора за период энергопуска показал достаточную квалификацию и дисциплину.

9 февраля 1984 года состоялось заседание Государственной комиссии в составе председателя Госкомитета по использованию атомной энергии СССР А.М.Петросьянца, начальника Главного управления ускорителей и термоядерных исследований ГКАЭ А.А.Васильева, директора ЛНФ И.М.Франка, заместителя начальника Управления по надзору за ядерной и технической безопасностью В.И.Просянова, директора НИКИЭТ Н.А.Доллежаля, директора ФЭИ О.Д.Казачковского, директора НИИАР В.А.Циканова, заместителя директора ЛНФ Ю.С.Язвицкого.

Государственная комиссия проверила результаты работ по энергетическому пуску ИБР-2, состояние реактора, его технологических систем, подготовленность эксплуатационного персонала, заслушала доклады главного инженера ИБР-2 В.Д.Ананьева, начальника службы СУЗ и КИП Б.Н.Бунина, заместителя начальника отдела НИКИЭТ В.С.Дмитриева, начальника группы радиационного контроля на реакторе В.А.Архипова, начальника научно-экспериментального отдела Ю.М.Останевича. Комиссия постановила: принять реактор ИБР-2 в эксплуатацию с 10 февраля 1984 года на мощности до 2 МВт в режиме 5 имп/сек и 25 имп/сек.

С этого времени началась плановая эксплуатация реактора ИБР-2. Реактор и сегодня успешно работает, и можно с уверенностью сказать, что сбылись слова директора лаборатории И.М.Франка, и "ребенок" вырос здоровым и развивается нормально.

А. Бабаев, ведущий инженер ИБР-2 ЛНФ, фото Юрия Туманова.