Послесловие к Дню защитника Отечества


В День защитника Отечества принято рассказывать о людях военных профессий, судьбах, опаленных войной, вспоминать о солдатах срочной службы. А о тех, кто создает стратегический щит, оснащает нашу армию новейшей техникой и средствами, порой забываем. Тем не менее, сотрудникам конструкторских бюро и предприятий оборонного комплекса - труженикам тыла мирных дней - мы не в меньшей степени обязаны спокойствием наших рубежей. О них - репортаж корреспондента Галины Мялковской, которая побывала на предприятии "ДМЗ-Камов".

Поводом для встречи с руководством послужили итоги прошлого года, который ДМЗ прожил в новом качестве - в сотрудничестве с фирмой "Камов", производителя "черных акул". Но сначала журналистов пригласили в первый цех.

Когда-то, в советские времена, здесь трудились 500 рабочих, сейчас - около сотни, работают в две смены. Тем не менее, материальная база сохранена, оборудование и специалисты цеха механоообработки при необходимости осуществят любую операцию. Здесь, например, можно обработать металлическое тело вращения (цилиндр) длиной до 2,5 метров, а прямоугольное - до 7 метров. Среди станков есть и уникальный, один из пяти в России - центр механической обработки, позволяющий реализовать все этапы от заготовки до готовой детали.

Начальник цеха А.М.Бойцов рассказывал о цехе много, подробно, отвечал на вопросы журналистов, которых интересовало все - от зарплаты рабочего до состава металлических сплавов. Мы узнали, например, что некоторые заготовки весом 250 кг после обточки превращаются в 25-килограммовые металлические детали. Можно представить, во сколько обходится точность обработки авиационных деталей, оседающая в виде металлических стружек и опилок в корзинах. Порой голос Анатолия Михайловича тонул в визге фрезы и рокоте токарного станка, некоторые технологические подробности поэтому остались недоступными из-за шума машин. И мне это показалось символичным: пустые цеха и мертвые механизмы, к которым мы привыкли за последнее десятилетие, решили "тряхнуть стариной", рабочие получили стимул добросовестно трудиться (работа, как нам рассказали, на заводе сдельная, и при желании можно хорошо заработать). И, наверное, это главное. По крайней мере, сегодня на ДМЗ отказались от сокращенной рабочей недели, пару недель назад возобновил работу буфет для сотрудников, помнят здесь и о преемственности - передаче опыта мастеров металлообработки молодому поколению.

Директор ДМЗ-Камов Илья Николаевич Федоров вспоминает, что год назад, когда он возглавил предприятие, в кассе не было денег даже на бензин. Три года завод находился под внешним руководством, в состоянии банкротства.

Итоги года были определены в нескольких фразах: заводчанам с конца прошлого года зарплата выплачивается вовремя, два раза в месяц; все заказы выполнены в срок; отремонтированы и модернизируются цеха; сейчас на заводе проходит аудиторская проверка, чтобы на собрании акционеров представить финансовый отчет и распорядится прибылью. Надо понимать, что за этими, по-военному сухими формулировками, стоит огромный труд новой команды руководства - молодых, профессиональных, по-хорошему амбициозных директоров и их помощников. И эту "установку", хочется думать, подхватит весь заводской коллектив, а мы, журналисты, будем печатать репортажи о перевыполненных нормативах и победах на международных промышленных выставках.

О планах на ближайшее будущее И.Н.Федоров, в отличие от суеверных артистов и писателей заявил совершенно четко - в этом году отремонтировать проходную, увеличить объем продукции в два раза. Основная задача - увеличить ликвидность предприятия, чтобы у собственника не возникало желания продать завод. "В течение ближайших трех лет завод должен выйти на очень серьезные рубежи, - сказал Илья Николаевич. - Сегодняшнее состояние я бы определил как готовность к росту".

Основные заказчики ДМЗ сегодня - Минобороны, МВД, КБ "Сухов" и КБ "Туполев". И, по признанию руководства, надо задействовать не только военно-воздушные силы, но и сухопутные войска, военно-морской флот. Вместе с тем, предполагается выпускать новую продукцию. Уже создано совместное российско-украинское предприятие по производству генераторов (подстанций), работающих на сжиженном газе. В проект уже вкладывается 17 миллионов долларов. Второе направление гражданской продукции - производство хауз-ботов, "дачи на воде". По оценкам аналитиков, в России в прошлом году было продано несколько сотен яхт стоимостью около полутора миллионов каждая. Производство яхт было решено оставить французам и испанцам с их вековыми традициями в этой отрасли, а в Дубне будут производиться суда для среднего класса россиян стоимостью 30-50 тысяч долларов. Благо, этому способствуют водные просторы нашего города, а значит, можно будет организовать сервисное обслуживание и туристические базы.