Школа: в зеркале статистики
Перед журналистами города выступила заведующая Горуно Т.К.Виноградова. Она рассказала о новом законе об образовании, об изменениях финансирования, предусмотренных этим правовым документом, о том, какие последствия это повлечет для образовательных учреждений города.
Раньше финансирование осуществлялось на основе нормативов: в прошлом году - 5 759 рублей 30 копеек на учащегося. Поступающие средства город имел право распределять по своему усмотрению. В Дубне 80 процентов этих средств шло на зарплату учителям, чтобы обеспечить им более-менее достойный уровень жизни и тем самым сохранить кадры. Естественно, это происходило за счет других статей расходов, например, коммунальных услуг. В итоге долг школ городским коммунальщикам составил 13 миллионов 845 тысяч рублей.
С 2005 будет осуществлен переход на жесткое финансирование. Прежде всего, разделятся потоки: зарплата педагогам и затраты на образовательный процесс будут определяться казначейством, а затраты на коммуникации, текущий и капитальный ремонт будет планироваться городскими службами.
Так как выделенные средства напрямую зависят от числа учащихся, было бы интересно проследить изменения численности школьников. Такой анализ систематически проводится, и вот его последние результаты. В 2000 году в школах города обучалось 8 400 детей, в 2004 - 6 460. Тенденция снижения числа учеников примерно на 500 в год позволяет спрогнозировать, что в 2010 году за школьными партами будут сидеть всего 5 200 человек. Соответственно уменьшатся бюджетные средства. В связи с этим встает вопрос о рентабельности каждой из школ, о занятости школьных площадей в неурочное время, наиболее целесообразном использовании помещений.
10 лет назад школа "Родник" была переведена из частного владения в муниципальное. Тогда это было своевременное и правильное решение - школ на Большой Волге не хватало, дети занимались в две смены, в некоторых классах сидели по трое за одной партой. Позже была достроена школа N11, уменьшилась рождаемость, и сегодня школы города могут принять еще около полутора тысяч учащихся при условии, что в классе их будет не больше 25. В частности, в школах на Большой Волге сейчас 400 свободных мест.
В школе "Родник" сегодня учится 175 человек. Согласно государственным нормативам, на их содержание предусмотрено 1 миллион 7 тысяч рублей. В то время как в прошлом учебном году было потрачено около 2 миллионов 150 тысяч рублей. И поскольку с 1 января 2006 года школы будут получать средства только в расчете на одного учащегося, более чем пятидесятипроцентный дефицит покрывать будет нечем. В связи с этим принято решение о закрытии школы. Родителям школьников и педагогам предложено перейти всем составом в школу N11, сохранив преемственность обучения, отношения с учителями и коллективы одноклассников.
Аналогичные причины заставляют администрацию расформировать Центр детского творчества. Сегодня в его списках числятся 1200 детей, 720 из них занимаются в кружках на базе школ. Большую часть ребят, приходящих на занятие в ЦДТ, составляют вокалисты хора "Подснежник" и танцоры хореографического кружка. Хор останется в этом же помещении, а для танцевального коллектива в школе N4 будут объединены две классные комнаты и обустроен новый танцевальный зал с раздевалкой. Собственно, в эту школу и перейдут в основном кружки: конструированием одежды будут заниматься на базе кабинета труда, а учащиеся кружков "Светофор" и "Шахматы" - в кабинетах после уроков. На базе компьютерного класса продолжит свою работу компьютерный клуб. Вокально-инструментальный ансамбль, переведенный в свое время из школы N2 на время ремонта, будет возвращен туда же, в новое помещение.
Галина Мялковская
Цифры и факты, не вошедшие в отчет о встрече:
Традиционно после окончания 9-го класса 75 процентов школьников Дубны приходят в 10 и 11-й, но, передумав или переоценив свои возможности, 30 из них все-таки переходят в профессионально технические учреждения, на работу со школьной скамьи поступают редко. Скорее всего, эта тенденция усилится, поскольку курс на профильность обучения приводит к тому, что учебный процесс акцентируется на определенных предметах, а в таком случае "выгоднее" наряду с образовательными предметами осваивать азы конкретной профессии.
В городе наблюдается достаточно активное перемещение учеников из школы в школу. В прошлом году, например, 272 ученика поменяли место учебы. Очевидно, что у наших школьников есть свобода выбора, а у школ - свободные места.
Если сравнивать приток и отток учащихся в пределах городских границ, то из Дубны ежегодно уезжает на 28-30 учеников больше, чем приезжает. Видимо, близость Москвы и здесь играет свою роль.