Концерты, юбилеи


Состоялось чудо. В рамках концертов "Золотой фонд мировой музыкальной культуры" в Дубне, в ДК "Мир", два дня гастролировал один из лучших мировых оркестров Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана.

В первом концерте в четверг, 27 октября, оркестр исполнил музыку из балета "Ромео и Джульетта" С.Прокофьева, "Концертный вальс" А.Глазунова, Фантазию "Франческа да Римини" П.И.Чайковского и "Симфонию N2" А.Скрябина. На "бис" прозвучали сочинения А.Дворжака и Ф.Крейслера.

Во втором концерте прозвучали "Письмо Татьяны" из оперы П.И.Чайковского "Евгений Онегин", солистка Антонела Малис (Хорватия), и "Симфония N8" Д. Шостаковича. На бис оркестр исполнил "Фантастический вальс" и "Испанский танец" А.Глазунова из балета "Раймонда".

Что сказать об услышанном? Во-первых, произведения А.Глазунова, А.Скрябина, Д.Шостаковича и Фантазию "Франческа да Римини" П.И.Чайковского я слышал впервые в жизни.

Во-вторых, в andante "Симфонии N2" мне казалось, что в пиано слышу живой голос природы России. "Фантазия" Петра Ильича - это совсем другой Чайковский чем тот, что представлялся мне раньше.

В-третьих, "Симфония N8" Д.Шостаковича - очень тяжелое, сложное произведение мастера, в котором он высказал свою озабоченность тем, что происходит около него в стране и в мире, передал трагические ощущения поколения 20-го века, все его прелести и затруднения (по словам Павла Когана). И - финал не таков, как в большинстве симфоний, своим "piano" автор как бы хотел сказать: еще все в жизни не закончено.

Славянский танец я на родине в Чехии слышал много раз, как "в живую", так и в записи, в исполнении разных оркестров и дирижеров он всегда звучит хорошо, и при этом по-разному.

Этот оркестр - самый лучший из тех, которые мне удалось услышать в России. Качество оркестра и мастерство дирижера познается не в форте, а в пиано и пианиссимо, а здесь оркестр звучит великолепно, кажется, что услышишь, как у кого-то волосок из головы упадет. Качество оркестра можно оценить и в музыкальном сопровождении певца - и здесь можно дать оценку отлично.

Оркестр в зрелом возрасте, ему 62 года. Но по работе такого возраста не дашь. В том и заслуга худрука, который опытных музыкантов дополняет молодыми - и это видно. Для Дубны престижно, что в коллективе есть молодой уроженец нашего города. Меня немножко удивило, что в группе контрабаса несколько женщин - этот инструмент мне всегда казался "неженским".

Павел Леонидович Коган, можно уверенно сказать, во-первых, потомственный музыкант, скрипач. Во-вторых, на подиум вышел молодым - в 12 лет. В-третьих, за дирижерский пульт впервые встал в 19, но как симфонический дирижер дебютировал в 1974-м, и с тех пор гастролирует с лучшими оркестрами России, Европы, Америки и Японии. Возглавляемый им Московский симфонический оркестр считается одним из лучших в мире. За свое искусство маэстро получил высшую награду своей родины - звание народного артиста. Дирижеры за своим пультом ведут себя по-разному. Павел Леонидович принадлежит к актерам, пантомимистам за дирижерским пультом.

После концерта директор ОИЯИ академик В.Г.Кадышевский передал благодарное письмо Павлу Когану, а заведующий отделом культуры администрации Дубны С.В.Кучеренко зачитал и передал благодарственное письмо главы города Проха.

Публика приняла оркестр воодушевленно, многие признавались, что лучшего оркестра в Дубне не слышали, и все мы надеемся на новые встречи с этим коллективом. В антракте одного из концертов я случайно услышал от одного из музыкантов такую фразу о Дубне: "В Ратмино я зашел в собор, прошел и на стрелку, и мне все так понравилось - и снег, и солнце", - и можно думать, что он выразил коллективное мнение наших гостей, что и подтвердилось в коротком приветствии маэстро дубненцам.

Спасибо Людмиле и Евгению Ставинским и всем, чьими стараниями эти гастроли состоялись.

Антонин Яната