Нобелевские лауреаты по физике-2005


Лауреатами Нобелевской премии по физике стали американцы 80-летний Рой Глаубер и 71-летний Джон Холл, а также немецкий исследователь Теодор Хэнш, которому 64 года. Награда присуждена за исследования, которые позволили создать принципиально новую технику для фундаментальных исследований, а также навигации, телекоммуникации, сверхбыстрой электроники, космоса, радиолокации, связи, кодирования информации, астрофизики и т.д.

Знаменитые физики XX века, каждый из которых стал нобелевским лауреатом, отцы квантовой механики, изменившей представление о мире, мечтали заглянуть вглубь атома. Но, увы, они могли это сделать только с помощью сложнейших формул, которые понимали лишь эти избранные. Мечта стала реальностью, когда уже другие ученые создали лазеры, а на их основе оптические часы, обладающие такой точностью, что позволяют "увидеть", что происходит внутри атома, отследить, например, как электроны перепрыгивают с орбиты на орбиту.

В создании теоретических основ квантовой оптики огромная роль принадлежит профессору Гарвардского университета Рою Глауберу. А вот что касается внедрения идей в практику, здесь безоговорочными лидерами мировое сообщество признает Джона Холла из Колорадского университета и Национального института стандартов и немца Теодора Хэнша из Института квантовой оптики имени Макса Планка. По сути они создали на основе лазера оптические часы, обладающие высочайшей точностью: их ошибка за сутки составляет 10-9 секунды или 30 сантиметров при определении координат. Такой сверхточный стандарт времени как воздух требуется огромному числу потребителей: в навигации, телекоммуникации, сверхбыстрой электронике, космосе, радиолокации, связи, кодировании информации, астрофизике и т.д. Но проблема в том, что все эти потребители работают в радиодиапазоне, где оптические лазеры беспомощны.

- Заслуга Холла и Хэнша в том, что, говоря попросту, они сумели перевести оптические часы в другую систему измерения, - объясняет заместитель директора квантовой радиофизики Физического института РАН Михаил Губин. - И теперь сверхточными часами могут пользоваться самые разные службы. Хотя эти исследования ведутся с конца 60-х годов, но ни в коем случае нельзя говорить, что Нобелевская премия вручена за старые работы. Дело в том, что с тех пор точность лазерных часов постоянно повышается, за 40 лет на четыре порядка.

По словам Губина, в этой сфере науки достижения российских ученых общепризнанны. Достаточно вспомнить, что Нобелевскую премию за создание лазера получили Николай Басов и Александр Прохоров, большой вклад в теорию внесли академик Вениамин Чеботаев и доктор физико-математических наук Владимир Летохов. Кстати, и Джон Холл и Теодор Хэнш не раз бывали в России, они ведут совместные исследования с отечественными учеными.

Опубликовано в "Российской газете" (Федеральный выпуск) N3891 от 5 октября 2005 г.