Молодежь и наука


Это было очередное мероприятие в рамках постоянно действующей Дубненской школы по теоретической физике DIAS-TH, призванной использовать научный потенциал Лаборатории теоретической физики имени Н.Н.Боголюбова и всего Института в целом в подготовке высококвалифицированной научной смены. Нынешняя Летняя школа была посвящена суперсимметрии, супергравитации, теории струн, космологии, поискам нестандартных подходов к описанию гравитационного поля, проблеме темной материи и другим важным вопросам современной теоретической и математической физики. В Школе приняли участие студенты старших курсов университетов, аспиранты и молодые исследователи - 64 слушателя из России, Белоруссии, Бельгии, Болгарии, Венесуэлы, Германии, Испании, Польши, Украины и Чехии.

С лекциями на Школе выступили ведущие ученые, активно работающие над современными проблемами теоретической и математической физики. 13 циклов лекций дополнялись семинарскими занятиями. Такая форма учебы, оптимальная как для слушателей, так и для лекторов, позволила дать не только общую картину в соответствующей области исследований, но и обучить слушателей конкретным методам и технике современной исследовательской работы. В последний день работы школы ЕВГЕНИЙ МОЛЧАНОВ взял интервью у лекторов.

Академик Валерий Анатольевич Рубаков посвятил свой цикл лекций проблемам темной материи - захватывающей теме современной физики и космологии, которая в ближайшие годы обещает немало открытий и находок.

Вы уже не в первой школе участвуете. Каковы ваши впечатления о школе, о студентах?

Здесь собирается очень разный народ, и это хорошо - и студенты, и аспиранты, которые уже вот-вот защитят или уже защитили диссертации. И уровень подготовленности студентов тоже здесь разный. И это тоже хорошо. Я думаю, что каждый из присутствующих здесь ребят увезет отсюда что-то полезное для себя.

Ваши ученики есть на этой школе?

На данной нет, а на прошлой были. Это связано с тем, что тематика этой школы больше уходит в математическую физику, а у нас ребята занимаются физикой, привязанной, условно говоря, к эксперименту. Менее математизированной. На многих других школах они бывают.

Бывая в Дубне достаточно долго, вы ощущаете здесь какие-то изменения?

Конечно, во многих институтах был лет десять назад момент, когда все было очень неопределенно, тяжело, и настроение было не такое. Сейчас общая атмосфера изменилась. Появилась уверенность, что Дубна выстояла, с минимальными потерями пережив эти тяжелые времена. И наоборот, что-то приобрела. Это все очень трудно сформулировать, но чувствуется в разговорах, в планах и перспективных шагах. И эта школа, которая организовалась в Дубне... Молодежи стало больше. Тоже, как везде, проблема промежуточного поколения существует, но здесь она не так остро стоит. Так что в целом больше оптимизма стало. Я люблю бывать в Дубне, здесь в Дубне у меня много коллег, с которыми приятно и полезно взаимодействовать.

Академическая работа много времени у вас отнимает?

Не очень, но, конечно, есть общественные обязанности - и в РФФИ, и во всяких научных советах, есть еще такой международный центр фундаментальной физики в Москве, которому помогает фонд "Династия".

Что вы думаете по поводу реорганизации российской науки?

Я думаю, что не только Российская академия наук, но и фундаментальная наука в России в целом нуждается в том, чтобы привести ее в состояние, соответствующее сегодняшним реалиям. Так долго существовать нельзя - в том состоянии, в котором находятся сегодня научные учреждения, научные сотрудники. Иначе мы потеряем всякую перспективу. Сейчас молодежь идет в науку, идет, но не очень задерживается. Единицы остаются. Это плохо... С другой стороны, ясно, что многие группы, даже целые институты по разным причинам исчерпали свой ресурс. И эта ситуация тоже требует вмешательства извне. Но так, как это пытаются чиновники сверху сделать, это, как минимум, профессиональная непригодность. Они совершенно не понимают, чего хотят, к чему стремятся. Научное же сообщество само себя реформировать, по-видимому, не очень способно. Видимо, сказывается внутренний консерватизм, который этому сообществу присущ. Ну, и на это накладываются интересы разных групп, разных коллективов, сложное их пересечение. В общем, непростой вопрос. Необходимость реформирования всем ясна. По-видимому, надо это потихонечку подготовить самим научным сообществом, решить, каким образом проводить реформу фундаментальной науки. А чиновники должны как-то это все воспринять...

Профессор Александр Тихонович Филиппов, ректор DIAS-TH.

Эта школа продолжалась две недели, почти 12 полных рабочих дней. Нагрузка и на студентов и на профессоров была немалая. Слушателей вместе с нашими было больше 60 человек из разных стран. Язык английский, потому что примерно треть участников по-русски не говорят.

В основе научной тематики школы - суперсимметрия, супергравитация, этим направлениям современной физики были посвящены лекции наших профессоров Евгения Иванова и его коллег из ЛТФ, тесно связанного с нами профессора Иосифа Бухбиндера из Томска (сейчас он уже некоторое время работает в Кембридже), Дмитрия Сорокина (он сейчас в Падуе), Михаила Васильева, заведующего теоретическим отделом ФИАН. Это большие вводные курсы лекций. Три чрезвычайно насыщенные лекции прочел профессор Валерий Рубаков, он и профессор Алексей Старобинский - "живые классики" в этой области науки. С интересом были встречены лекции нашего коллеги из Мюнхена профессора Лопес Кардозо, его рекомендовал в состав профессоров школа профессор Дитер Люст, который с нами тесно взаимодействует, активно помогает развитию программы "Гейзенберг - Ландау".

Две основных темы - суперсимметрии и супергравитации - это разделы, которые условно говоря, предшествуют суперструнам, очень сложной и объемной теме, и к ней только подводят... А живая струя в современной физике - это космология. Больше всего сейчас экспериментов связано именно с этой неускорительной тематикой, и там сейчас сложилась исключительно интересная ситуация, которая требует не просто серьезных усилий, но исключительно напряженной работы. Вот, например, в лекции профессора Рубакова серьезно обсуждается нарушение Лоренц-инвариантности, чтобы серьезно решить космологические проблемы. И это только начало глубоких исследований, которые потребуют пересмотра многих традиционных представлений. То, что мы знаем и можем объяснить сегодня, это лишь фрагмент грандиозной картины, тех процессов, которые проходили при образовании Вселенной.

Эта реальная работа, которая ведется сегодня в научных центрах, отражается на нашей школе. И математическая физика здесь как нельзя более кстати, и этой математики сегодня явно не хватает. Мы как раз вчера обсуждали вопросы математического формализма, который пока недостаточно разработан и слабо применяется. И наши школы имеют цель ввести молодых ученых в суть этих проблем, дать им соответствующую подготовку. Надо отметить, что наши студенты активно работали на семинарах. Каждый из тех, кто хотел чему-то новому научиться, с самого начала ходили на вводные курсы, а кто знал побольше, сосредоточились на современных моделях и теориях. Студенты задавали много разумных вопросов на семинарах-тренингах, в специально отведенном для таких занятий новом учебном классе "киевском зале".

Очень много ребят приехали в Дубну из разных регионов, стран, из Германии, Белоруссии, России - от студентов до молодых ученых. И то, что мы называем дубненской международной школой теоретической физики, уже очень серьезно воспринимают многие научные фонды. Мы получили гранты от Венецианского отделения ЮНЕСКО, от ассоциации Гельмгольца, РФФИ. Это уже говорит об определенном авторитете. У нас уже очень тесные связи с Ганновером, многими другими известными центрами. Кто знает, может быть, через несколько лет к нам в Дубну приедут работать немецкие ученые, сегодняшние студенты DIAS-TH.