Молодежь и наука


Кафедра физики взаимодействия частиц высоких энергий факультета общей и прикладной физики МФТИ при УНЦ ОИЯИ (научный руководитель - вице-директор ОИЯИ профессор А.Н.Сисакян, заведующий кафедрой - начальник отдела встречных пучков ЛЯП профессор Г.А.Шелков) выпустила в этом году 13 магистров. C момента официального образования кафедры (13 лет тому назад!) - это самый большой выпуск. Поистине, для кафедры в этом году "тринадцать" стало счастливым числом! По возникающей (но, видимо, правильнее сказать - возрождающейся) традиции, после защиты дипломов состоялась неформальная встреча счастливых выпускников с дирекцией ОИЯИ, руководителями лабораторий в которых они проходили практику (ЛТФ, ЛСВЭ, ЛЯП и ЛИТ) и руководством УНЦ. За круглым столом и бокалом шампанского, кроме поздравлений, вручения подарков и добрых напутствий, разговор шел о планах выпускников, их впечатлениях о работе в ОИЯИ. А. Н. Сисакян рассказал о намерении дирекции сделать более эффективной программу поддержки молодежи, включая значительное увеличение зарплат и новые схемы кредитования жилищного строительства. Как мне показалось, встреча стала полезной для всех ее участников. Наш корреспондент Надежда Кавалерова взяла интервью у заведующего кафедрой Г.А.ШЕЛКОВА:

Главное назначение кафедры - подготовка высокопрофессиональных физиков для ОИЯИ. И эту задачу (по крайней мере, с точки зрения уровня подготовки) кафедра успешно решает - за 13 лет ее существования поступили на работу в ОИЯИ 46 выпускников. Я стараюсь следить за их судьбой, интересуюсь мнением их руководителей и могу с уверенностью сказать, что абсолютное большинство вошло в число наиболее эффективно и результативно работающих научных сотрудников ОИЯИ, они стали реальными "двигателями" многих ведущих проектов ОИЯИ. Это хорошо видно на примере нашего отдела из общего числа 61 человек, где более чем успешно трудятся 15 выпускников нашей кафедры. Средний возраст сотрудников отдела 34 года - и это несмотря на то, что возраст 19-и сотрудников превышает 53 года. Но дело, конечно, не только в возрасте. Важно, что молодые реально играют ключевые роли во всех исследованиях, ведущихся в отделе, таких как ДЕЛФИ, АТЛАС, КОМПАС, ТЕСЛА, ХАРП.

Вы уже много лет наблюдаете Физтех "изнутри". В чем, на ваш взгляд, секрет стабильно высокого уровня его выпускников?

По моему мнению, основных причин три. Первая - это продуманная и нацеленная на подготовку исследователей высшего уровня система обучения. Второе - отлично организованная система довузовского отбора и подготовки абитуриентов. И последняя, третья причина (вытекающая из первых двух) - это имя самого МФТИ, или бренд, как теперь принято говорить. Поскольку Дубна стала университетским городом, мне кажется полезно кратко пояснить эти пункты.

Система обучения. Первые три года студенты проходят чрезвычайно насыщенный курс общей физико-математической подготовки в МФТИ. Выдержать такую нагрузку непросто, но это дает возможность в течение последующих трех лет (длительность обучения 6 лет) значительно снизить лекционную нагрузку и предоставить студентам возможность совмещать обучение с исследовательской работой на так называемых базовых кафедрах МФТИ, которые созданы в ведущих научных центрах России - ИФВЭ, ФИАН, "Курчатовском институте", ИТЭФ, ОИЯИ и ряде других.

Система поиска и подготовки абитуриентов. Город Долгопрудный, в котором расположен физтех, хотя и больше Дубны, но, безусловно, не может обеспечить необходимй приток способной молодежи. У москвичей, которые недалеко, огромный выбор помимо физтеха. Да и какой "нормальный", с точки зрения премудрого россиянина, ребенок пойдет нынче учиться на физика? Когда-то в нашей Дубне снимался фильм "Девять дней одного года", а нынче - сериал "Бригада"... Сетовать на это неразумно. Просто "пришли иные времена"... Сегодня единственный мотив заниматься наукой - это внутренняя потребность. То есть число "случайных людей" существенно сократилось. С точки зрения самой физики это, возможно и к лучшему.

Физтех достаточно успешно переносит резкое снижение популярности научных профессий благодаря созданной за многие годы и до сих пор успешно действующей системе поиска, привлечения и подготовки одаренной молодежи (будущих абитуриентов физтеха). Основа этой системы - ЗФТШ (заочная Физико-техническая школа) при МФТИ и ежегодное проведение серии олимпиад по физике и математике всех уровней (от городских до всероссийских). Любой старшеклассник в любой точке России и даже СНГ может направить по почте заявление о приеме в ЗФТШ и после выполнения некоторых контрольных заданий может быть туда зачислен. После этого, в течение двух лет он будет получать методические разработки ЗФТШ, задания, и, что самое важное, - подробный разбор решения своих заданий. В результате еще школьник начинает ощущать внимание к себе физтеха и свою к нему сопричастность.

О результатах этой огромной и чрезвычайно полезной работы говорит география нашего выпуска: Анныев Тойли из Ашхабада, Бейлин Андрей и Румянцев Леонид из Ростова-на-Дону, двое из Ульяновска - Белов Сергей и Елагин Андрей, Тимчук Владлен - из Молдовы, Рапацкий Владимир - из Новосибирска, Шлык Иван - из Минска, Садыков Ренат - из Башкирии, Сапронов Андрей - из Казахстана, Парамонов Александр - из Томска, Щербаков Алексей из Сызрани и Ткачев Игорь из Нововоронежа.

Последний пункт - МФТИ как бренд. Иметь диплом Физтеха престижно. Он действительно известен с лучшей стороны как в российских, так и в зарубежных научных центрах. Я бы сказал это российский аналог КалТеха (CALTEC). Такой авторитет зарабатывается десятилетиями качественной работы.

Как студенты находят своих "шефов" и определяются с местом работы в ОИЯИ?

Спасибо за вопрос. Имеет смысл остановиться на нем поподробнее, так как у части научных руководителей в ОИЯИ складывается впечатление, что у меня как заведующего кафедрой "в шкафу" есть запас студентов, который я могу предоставить в любое время. В реальной жизни все происходит следующим образом: в сентябре каждый год в ОИЯИ приезжает очередная группа четверокурсников численностью от 1 до 13 человек. В своем первом семестре в Дубне (до зимы) студент, кроме посещения лекций по специальности в УНЦ, должен определиться со своим шефом и группой ОИЯИ, в которой он будет проходить практику. Самому это сделать, очевидно, трудно. Поэтому наша задача - устраивать (через дирекции лабораторий) встречи с руководителями тем ОИЯИ, заинтересованными в приеме молодых студентов. Такие встречи уже много лет проходят осенью во всех лабораториях ОИЯИ, хотя в соответствии с ориентацией кафедры студенты распределяются, как правило, в ЛСВЭ, ЛЯП, ЛТФ и ЛИТ. Таков итог и этого выпуска - четыре человека будут работать в ЛЯП, по двое - в ЛТФ, ЛИТ и ЛФЧ и трое уже "распределились" в США.

Но подчеркну еще раз - процесс выбора всегда абсолютно свободный. Ежегодно мы повторяем студентам одно и то же: "Ваша главная задача найти себе место, где бы вы чувствовали себя максимально комфортно. Только это может стать залогом вашей эффективной работы и будущих успехов. Если по прошествии времени вы увидите, что сделали неправильный выбор, - приходите, и мы вместе будем искать вам новое место". Слово "комфортно" включает в себя многое. Прежде всего - это интересная и перспективная научная тематика; наличие квалифицированного окружения, от которого студент может получать помощь и ответы на все вопросы; атмосфера в коллективе; - отношение к студенту - от поддержки в профессиональном росте, до материальной поддержки.

Десятилетняя практика этого поиска привела к некоторым довольно неожиданным, прежде всего для самого себя, выводам. Если раньше я считал (и регулярно повторял студентам, агитирую их поступать на дубненскую кафедру), что в ОИЯИ огромный "рынок" вакансий для способных молодых физиков и они всегда сумеют найти себе место работы и дело по душе, то нынче я говорю это совсем не так уверенно. Опыт показывает, что число таких мест в ОИЯИ вполне конечно! Довольно часто, привлеченный рассказом будущих руководителей о действительно интересном научном направлении, студент через некоторое время начинает искать другое место. Как правило, это следствие отсутствия в данной группе "комфортных" (в приведенном выше смысле) условий работы для студента. Мне кажется, в некоторых даже очень сильных в прошлом группах, за многие годы работы без притока молодежи произошли изменения, как говорят медики, несовместимые с жизнью. Причина, на мой взгляд, кроется, прежде всего, в неумении руководителей перестроиться в новых условиях. Время, когда студенты лучших вузов страны в неограниченном количестве мечтали работать в Дубне, а для их привлечения и закрепления можно было не прилагать никаких усилий, закончилось много лет тому назад.

На последнем заседании Программно-консультативного комитета по физике частиц по моей инициативе, сразу подхваченной членами ПКК, каждому из руководителей, выступавших с отчетом о ходе работ по темам, задавался один и тот же вопрос: "Сколько дипломных работ и кандидатских диссертаций подготовлено в вашей группе в рамках исполнения темы?" Ответы удручали. Подавляющее большинство - "ни одной". А ведь это были отчеты по темам первого приоритета. В большинстве своем - так называемые "выездные темы", потенциал которых и с точки зрения привлечения молодежи огромен. Какого молодого человека не увлечет перспектива работать на самом актуальном направлении, достаточно представлять свои результаты и по-хорошему, конкурировать в большом международном коллективе ученых? Да и возможности материальной поддержки молодых в "выездных" экспериментах существенно выше. Но, как правило, на протяжении многих лет мы видим в списке авторов от ОИЯИ все те же фамилии.

И даже заданный в такой форме вопрос: сколько диссертаций подготовлено? - не дает полного представления о нашей работе по подготовке смены поколений. Я не помню случая, когда при рассмотрении вопроса о выборах на должности главного или ведущего научных сотрудников ОИЯИ обсуждалась "воспитательная работа" кандидата. Я имею в виду не общее число подготовленных под его руководством диссертаций, что, безусловно, важно. Но не менее важно для ОИЯИ сумел ли ученый подготовить себе достойную смену, продолжателей своего дела. Такая постановка вопроса не нова. Вспомним стиль работы, богатые традиции школ, созданные "отцами-основателями" ОИЯИ, и, прежде всего, Н.Н.Боголюбовым. Так что скорее это говорит о постепенной утрате научной преемственности, важной составляющей развития фундаментальных исследований...

По моему глубокому убеждению, при наборе молодых специалистов в ОИЯИ не надо пытаться равномерно распределять их по всем "постаревшим" группам ОИЯИ (что, как показывает опыт, неэффективно), гораздо целесообразнее поддерживать и всячески развивать в первую очередь те группы, где молодые хотят и могут успешно работать. Пусть из них в дальнейшем естественным путем складывается структура того Института, который мы им оставим.