Если бы для характеристики основных тенденций образования нужны были рекламные слоганы, возможно, подошли бы такие ремиксы: "Все на борьбу с компьютерной безграмотностью!" или: "Все лучшее - юзерам!" Присовокупив к ним непотопляемую константу "учиться, учиться и учиться" и добавив - "всю жизнь", мы и получим ситуацию, продиктованную временем: образование сегодня из разряда обязательного и достаточного переходит в разряд осознанного желаемого, конкретного и бесконечного.

Именно на это вынуждены ориентироваться образовательные учреждения - создавать гибкую систему новых специализаций, мобильные курсы обучения, возможность получать именно требуемые знания.

В Университете природы, общества и человека "Дубна" давно разрабатываются новые методы и нестандартные подходы к обучению, переобучению и адаптации к новым условиям. Здесь стремятся к системе "образование через всю жизнь", когда каждый жизненный этап требует дополнительных знаний, и дубненский вуз готовится их предоставить.

На кафедре довузовской подготовки и дополнительного образования реализуются программы переподготовки и повышения квалификации почти по 80 направлениям. Среди них - менеджмент, компьютерная грамотность, психология, бухгалтерский учет и более узкие специализации. Например, "Методика обучения работе в Единой информационной образовательной сети". Такая сеть была создана в Дубне недавно, но уже сегодня к ней подключены все компьютеры университета и городских школ. Благодаря такой системе становится доступным для контактов практически любой ученик, студент и преподаватель, поскольку каждый имеет свой почтовый ящик в Интернете. К этой сети уже сегодня можно подключаться и пользоваться ее ресурсами. Так, в читальном зале университета 30 компьютеров имеют доступ к мультимедийным электронным библиотекам. По сети можно транслировать учебные фильмы, заниматься самоконтролем и самотестированием, проводить семинары, видеоконференции, открытые уроки и даже делать лабораторные работы. Практически все учителя города прошли курсы по использованию информационных технологий в процессе обучения.

На базе университета реализуется проект ECDL (European Computer Driving Licence) - обучение с целью получения сертификата европейского образца. Курс обучения состоит из семи модулей, таких как работа с файлами, с текстовыми редакторами, презентациями, электронной почтой. Сертификат принимается в 166 странах мира и подтверждает, что его обладатель знаком с основными концепциями информационных технологий, умеет пользоваться персональным компьютером и основными положениями.

Как и положено всей отрасли, образование с применением информационных технологий развивается быстро, во всех направлениях. Например, недавно подписано соглашение о том, чтобы Дубна стала экспериментальной площадкой для обучения учителей новым информационным технологиям. Еще одна новость: в университете, где и так на двух студентов приходится по компьютеру, известная компьютерная компания фирма AMD финансирует создание GRID-лаборатории и расширение компьютерного парка для читального зала.

С просьбой прокомментировать создание GRID-сегмента, которое осуществляется с помощью ОИЯИ, мы обратились к заместителю директора ЛИТ В.В.КОРЕНЬКОВУ.

Раньше компьютерные технологии развивались в виде больших компьютерных систем, затем объединялись в кластеры в отдельных институтах. В 90-х годах впервые было предложено объединить в единое целое географически распределенные ресурсы, которые могут насчитывать десятки тысяч, миллионы компьютеров, - концепция GRID.

На страницах нашей газеты я уже подробно рассказывал о ее структуре, возможностях, мировом опыте. Повторюсь, что первичные этапы создания уже позади, в мире действуют такие системы во многих странах, и сейчас мы подходим к этапу коммерческого использования GRID-технологий.

Эти технологии облегчат конструкторам и инженерам трехмерное моделирование, анализ данных, совместное проектирование сложных объектов. Ждут GRID -возможностей медики, биологи и экологи, которые имеют дело с большими распределенными вычислениями и хранением огромных массивов информации для решения важнейших социальных задач, таких как созданием новых лекарств, ранняя диагностика опасных заболеваний. Например, в европейском проекте MammoGRID создана мощная инфраструктура и технологии хранения и обработки трехмерных томограмм для раннего обнаружения злокачественных опухолей молочной железы. Данные обследования доступны благодаря этой системе в практически любой точке мира, где бы ни находилась пациентка.

Нас в первую очередь интересует развитие GRID-сегмента в России и в Дубне как важнейшей составляющей глобальной инфраструктуры.

Наибольшие усилия мы вкладываем в реализацию глобальных проектов, таких как LCG (LHC Computing GRID) и EGEE (Enabling GRID for E-sciencE), а также в реализацию проекта ДубнаGRID.

В настоящие время функционирует глобальная GRID-инфраструктура на базе организаций-участниц проектов LCG/EGEE, работающая 24 часа в сутки. Она объединяет ресурсы и пользователей более 150 научных центров и университетов мира, в том числе 8 российских.

Недавно в Афинах проходила конференция европейского проекта EGEE, в работе которой участвовало более 450 представителей из 28 стран. На конференции были подведены итоги первого года реализации проекта, согласованы планы и программа действий на следующий год, обсуждались ближайшие перспективы. В конференции принимали участие представители российских центров и ОИЯИ, которые выступили с сообщениями о результатах работ по этому проекту, в том числе о тестировании программного обеспечения GRID нового поколения.

Для полноценного участия в работах по развитию GRID-технологий необходим соответствующий уровень коммуникаций. В настоящий момент ведутся работы по запуску в эксплуатацию нового 2,5-гигабайтного канала связи, соединяющего Дубну и Москву. Эти работы осуществляются в рамках договора между ГПКС (Государственное предприятие "Космическая связь") и ОИЯИ. Для ОИЯИ в этом канале будет выделена емкость 1Гб/с, что существенно для решения многих задач, особенно для развития GRID- сегмента ОИЯИ и реализации проекта ДубнаGRID, создаваемой на базе ОИЯИ, компьютерных классов университета "Дубна", школ города и других заинтересованных организаций. Это позволит обеспечить среду для решения многих задач, в том числе для предприятий сектора высоких технологий, для муниципального управления, для подготовки и стажировки специалистов в области распределенных вычислений и GRID-технологий.

Подготовка специалистов в этом направлении пока не организована ни в одном университете, так как GRID-технологии находятся в процессе бурного развития и многое еще не стандартизировано. Кроме этого, трудно создать и поддерживать распределенную, учебную GRID-инфраструктуру для подготовки специалистов. В этой области еще мало специалистов, практически нет учебников и методических пособий. Однако заниматься этим необходимо, так как готовить специалистов нужно еще вчера.

Галина Мялковская