Выставки, концерты


Это название картины Марка Шагала из фондов ГМИИ присвоено выставке, которая открыта в Инженерном корпусе государственной Третьяковской галереи с 25 февраля по 29 мая.

Выставку посетила группа Дома ученых в воскресенье 6 марта. Но сначала высадился небольшой "десант" на Волхонке, у ГМИИ имени Пушкина, где еще экспонируется выставка Россия - Италия.

Марк Шагал родился в 1887 году на окраине Витебска и в своих воспоминаниях писал: "Музыка и религия играли большую роль в моем детском мире и оставили след в моем творчестве, как и все, что принадлежало к этому миру". Его путь в искусство был стремительным. Учился недолго - у провинциального живописца в Витебске и несколько месяцев в мастерской Л.Бакста. В 1910 году Марк приехал в Париж и сразу был признан своим в кругу создателей нового искусства. В 1914-м вернулся в Витебск и за четыре года создал огромное количество работ, навеянных образами родного города. К ним он будет возвращаться еще долгие годы.

В 1915 художник женился на Белле Розенфельд и в 1916 у них родилась дочь Ида. Пара запечатлена во многих картинах: "Влюбленные", "Прогулки", "Полеты". В 1918 как комиссар по культуре в Витебске оформляет город к первой годовщине Октября, и... празднества завершаются жалобами граждан, узнавших себя.

Марк переезжает в Москву, где пишет панно для Еврейского камерного театра - представленные на выставке. В 1922 художник навсегда покидает родину и свой второй Витебск находит в Париже. В годы второй мировой войны Шагал перебирается в США, но там в 1944 умирает его Белла и Марк целый год не может взять в руки кисти. В 1947 году он вернулся во Францию, в 1966-м поселился в городке Сен-Поль-де-Ванс, где жил до своей кончины в 1985 году - это его третий Витебск. В 1952 году Марк женился на Ваве Бродской. У него три внука - Мерет, Белла и Пит.

Это самая масштабная выставка Шагала в России. Выставлено 186 работ - от ранних витебских до последней - эскиза панно для "Гранд Опера". Много работ доставлено в Москву из заграницы, в большинстве из Музея современного искусства (Центр Жоржа Помпиду) и Национального музея "Библейское послание Марка Шагала" (по завещанию Марка, эти работы не должны покидать Ниццу, но для московской выставки сделано исключение - благодаря усилиям многих, в том числе и внучки Мерет Мейер-Грабер).

Выставка показывает, как развивалось творчество Шагала на протяжении 75 лет. Сегодня нет сомнений, что история не только европейского, но и мирового искусства XX века немыслима без присутствия в ней Шагала. Сам художник считал, что творчески ему наиболее близок Чарли Чаплин. Дело, конечно, не только в их общей любви к цирку, театру, артистам и клоунам. Герои обоих свободны, потому что они не помышляют о власти. Но оба художника понимают, откуда берется антипод их героев - диктатор. Своеобразно и то, как люди моего поколения изменили свой взгляд на творчество великого мастера, от непризнания к восхищению... Любовь у Шагала - основа всего, и она - главное содержание его "Библейского послания", и его картины всегда пишутся от первого лица, они глубоко личные.

Выставка разместилась на третьем и втором этажах Инженерного корпуса, очень хорошо оформлена, многие картины особенно впечатляют на расстоянии ("Король Давид", "Авраам и три ангела") благодаря грамотному их расположению.

Рекомендую всем любителям живописи посетить выставку, до 29 мая есть время, но лучше в первой половине дня - после обеда большие очереди.

Это название впервые вошло в историю "Серебряного века" скандальной выставкой художественной молодежи в 1910 году. Объединение просуществовало с 1911 по 1917 годы. Ядро составили молодые москвичи Илья Машков, Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Александр Куприн, Роберт Фальк, Василий Рождественский. Почти все учились в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В.А.Серова и К.А.Коровина, но были исключены за неподчинение педагогам. Они поклонялись новой французской живописи (Сезанн, Ван-Гог, Гоген, Матисс). Современники их называли эпигонами, но постепенно признали мастерство и национальный характер искусства "валетов". В конце концов многие из них стали уважаемыми профессорами и академиками. Выставка экспонируется в "Третьяковке" на Крымском Валу до 3 апреля, мы посетили ее в завершение экскурсионной программы.

В программе концерта в ДК "Мир" 7 марта были романсы и дуэты М.Глинки, П.Булахова, П.Чайковского, С.Рахманинова, стихи А.Ахматовой и М.Цветаевой и фортепьянные миниатюры М.Глинки, П.Чайковского, С.Рахманинова. Исполнители - заслуженная артистка России Татьяна Шарова (сопрано), Василий Сельвесюк (баритон) и Наталья Пушина (фортепиано). Концерт хорошо составлен, но слегка сокращен, потому что солист приехал в Дубну с высокой температурой. Не украсило наш город количество публики, но присутствовавшие остались очень довольны.

В четверг 4 марта на втором этаже здания Сбербанка на площади Мира открылась вторая выставка в этом (по счету втором) муниципальном выставочном зале. На этот раз выставлены произведения восьми женщин: четыре художницы, фотохудожница, мастер по рукоделию и две флористки. Выставка замечательная.

Надеюсь, что на этот раз новый выставочный муниципальный зал проживет подольше, чем первый в здании СМУ-5, что работал неполный год. Наукограду Дубна нужен хорошо оборудованный муниципальный выставочный зал. Здесь около 40 художников, множество отличных фотохудожников, есть замечательные мастера по вышивке, кружеву, работает детская художественная школа, есть и различные кружки для детей, всем им не хватает оборудованного помещения для выставок.

Антонин ЯНАТА