НЕобычное интервью
Виталий Сундаков:
Почему я до сих пор в России?
На одном из пленарных заседаний на трибуну вышел очередной выступающий. НЕ в подобающем такому случаю костюме, НЕ обремененный "прозрачками" для доклада, с интригующим названием сообщения "Почему я до сих пор в России". Именно так - НЕожиданно, НЕординарно, НЕобычно должен появляться на научном форуме "Бродячий академик", "Человек Глобуса", "Русский Рембо", "Проповедник в джинсах", "ТАМГДЕНИКТО", а короче говоря, "Несъедобный Сундаков". Уже позже, в приватной беседе и во время интервью, в памяти всплыли сенсационные сообщения о племени каннибалов, где Виталий Сундаков провел сорок дней, рассказы об экзотических экспедициях, осуществленных известным путешественником, не так давно просмотренный фильм о египетских пирамидах... А пока журналистский инстинкт заставил схватить диктофон и во время перерыва на кофе ловить НЕобыкновенного докладчика.
Виталий, честно говоря, на форуме, где обсуждается международная кооперация ученых, я не ожидала встретить президента Фонда русских экспедиций и путешествий. Почему вы заинтересовались этой конференцией?
Потому что я тоже занимаюсь наукой, научно-исследовательской деятельностью. Я профессиональный путешественник и в свое время потратил немало усилий, чтобы эта специальность появилась в кадастре мировых профессий. Что такое профессиональный путешественник? Это луноход, на который различные ученые "нагружают" выполнение своих задач, - начиная от испытаний, экипировки, средств связи, медикаментов, снаряжения, технических средств и заканчивая пробами, тестами, экспериментами в сложных климато-географических, социальных, политических, этнографических зонах.
Мои маршруты - непроходимые джунгли, высочайшие горы, протяженные пустыни. Путешествую только в определенные, заранее оговоренные точки, за деньги, это моя работа. Я не занимаюсь спортом и не ищу спонсоров, чтобы куда-нибудь поехать и получить впечатления. В этом и суть профессии - работа должна быть востребована, раз. Ученые - этнографы, вулканологи, спелеологи, историки и так далее - ставят определенные задачи. Два. И для того, чтобы выполнить их квалифицированно, необходимо обладать основами тех научных областей, задачи которых ты выполняешь в той или иной экспедиции.
Так что с этой стороны я имею к науке самое прямое отношение. С другой стороны - я эксперт по колыбельным цивилизациям в мире, потому что жил в сорока закрытых сообществах и открыл два племени, не знакомых цивилизации, живущих в каменном веке, в первобытнообщинном строе; я был воином в этих племенах и собрал уникальный материал. Я действительный член четырех академий, у меня большое количество монографий, научно-исследовательских работ, десяток книг. Поэтому я здесь не случайный человек.
Из тех задач, которые вам приходилось выполнять для ученых, какие были для вас наиболее интересными?
Для меня нет неинтересных задач. Другое дело, широкой общественности интересно то, что связано с криптозоологией, со снежным человеком, НЛО, тайнами и загадками Тибета, Океании, Полинезии, африканских племен.
Ваши фильмы идут по всем каналам российского телевидения, за рубежом, продаются на кассетах. Вы сами снимаете или оператор?
И сам снимаю, и оператор. Иногда у меня в экспедиции участвует до 180 человек - корабли, вертолеты, бетакамы. Это не то, что взял рюкзачок и поехал кататься. По моим "подвигам" снято много художественных фильмов и написано художественных книг.
Например?
Например, очень популярный в России писатель Василий Головачев. Можно открыть его книги и прочитать, что прообразом главного героя его книг является реальный персонаж - Виталий Сундаков. В Канаде в 1989 году мне вручили шляпу Индианы Джонс как реальному прообразу этого героя. Последний фильм, который вышел - "Тайны египетских пирамид", доказывающий, что все мегастроения в Египте сделаны из бетона, никаких миллионов рабов там не было.
Давайте поговорим о Фонде русских экспедиций и путешествий, президентом которого вы являетесь. Для чего он был создан?
Фонд русских экспедиций и путешествий был создан в 1994 году. Это общественная некоммерческая организация. Ее задача - подбор инструментария для решения декларируемых задач (у меня есть и коммерческие структуры, которые занимаются путешествиями). В частности, Фонд возводит сейчас около Подольска на трех гектарах земли Славянский Кремль, мы разрабатываем проекты программ по художественному кинематографу, при Фонде созданы различные структуры. При нем существуют постоянно действующие экспозиции знаменитых в истории людей, в частности, сейчас развернута экспозиция Андрея Станиславовича Ростоцкого и Станислава Иосифовича Ростоцкого. Кстати, Ростоцкие, и тот, и другой, являлись учредителями фонда.
Мы занимаемся образовательной деятельностью. Например, я являюсь автором школьного предмета ОБЖ. Другое дело, как это реализуется. Когда я предложил на Верховном Совете СССР ввести образовательную дисциплину "Основы безопасности жизни", то имел в виду программу, которая включала духовные конструкции современности, религию, социальную защиту, экономическую самооборону, пособие по безработице, гражданское выживание, психологию. И затем уже - криминальные риски, стихийные бедствия, выживание в сложных климато-географических зонах, ориентирование, подножный корм, временное жилище и прочее. Предполагалось, что эта дисциплина - инструкция по эксплуатации жизни: ты можешь быть эффективным в жизни, но сначала научись сохранять свою жизнь, делать ее осмысленной, гармоничной-тире-безопасной.
Причем, что значит "безопасной"?
Если человек, правильно воспитанный, защищен от социума нормами поведения, знаниями и навыками, то и он безопасен для социума. Таким образом, можно преобразовать общество. Но, поскольку не было подготовлено ни учебников, ни пособий, ни преподавателей, то предмет ввели "для галочки", привлекли физруков... В общем, реализация далека от идеи.
Каким образом судьба привела вас к путешествиям?
Вообще говоря, жизнь - это и есть путешествие. А жажда к впечатлениям и к перемене мест - явление нормальное, скорее, их отсутствие у меня говорило бы о патологии, нежели наоборот. Поэтому ничего странного в тяге к приключениям нет. Об этом хотят и мечтают все без исключения.
Но не все становятся путешественниками...
Да, не все становятся высочайшими профессионалами, восстребованными всемирным сообществом, что само по сути своей неправильно и даже вредно, опасно и порочно. Слово "порочно" подчеркиваю, потому что сегодня быть вне элиты мастеров просто стыдно, для этого есть все - технологии, учителя, коммуникации, доступ к любого рода информации, все степени свободы. Нужно захотеть, построить алгоритм, понять как реализовать, и бить в одну точку. Тогда и ты будешь лучшим. Лучшим в мире.
С какого возраста вы начали путешествовать?
Лет в пять-шесть я выходил из дома, садился на автобусы, трамваи, троллейбусы (причем надо было "притереться" к кому-то из взрослых, чтобы не высадил кондуктор) и доехать до конечной остановки. Когда водитель объявлял "Конечная остановка", мне слышалось "Край света". Я выходил, в радиусе десяти метров обозревал окрестности и возвращался домой. Менял маршруты, пока все их не исследовал. В возрасте 12-14 лет я стоял на учете в детской комнате милиции с такой формулировкой - за несанкционированные родителями систематические путешествия по стране. А началось все, конечно, значительно раньше, думаю, с чтения книг Джека Лондона, Фенимора Купера, Куприна, Рыбакова, Жюля Верна. Мечтательный, наверно, мальчик был, воображение работало, телевизора не было. А чтение книг - очень важная вещь, потому что оно развивает воображение. А по воображению вашему воздастся вам. Я бы сказал так.
Взял бы грех на душу, перефразируя Библию?
Взял бы грех на душу, если бы так не сказал. Потому что именно это и предполагалось, когда говорилось.
Так все-таки, почему вы до сих пор в России?
Я периодически себя по этому поводу пытаю. Потому что есть задачи, которые если я не сделаю, мне кажется, не сделает никто. А задачи очень важны не только для России, но и для мира. Реализовать их можно и нужно только на этой территории. Как-то Славянский Кремль, его возведение, строительство, как то музей русских экспедиций и путешествий. Вот я вам назову триста имен путешественников, а вы мне назовете три или пять - Миклухо-Маклая, Пржевальского... Люди ничего о них не знают, а именно их жизнями строились границы государственные, двигалась российская наука, интегрировалась культура. Это вторая сверхзадача. И музей колыбельных цивилизаций, который я тоже хочу сделать в России по той простой причине, что именно с этой территории проистекли все языки, религии и культуры мира. Поэтому здесь, в центре Пангеи, общей земли, и должен быть музей ортефактов эпохи человека, музей колыбельных цивилизаций. Когда я сделаю эти проекты и они заживут самостоятельной жизнью, может, и перееду к теплым берегам океана. Но не факт.