В университете "Дубна"


В минувшую пятницу ректор университета "Дубна" академик РАЕН О.Л. Кузнецов рассказал журналистам города о событиях ноября. В этом месяце университет и лично Олег Леонидович стали участниками крупных мероприятий международного и всероссийского масштаба.

Так совпало, отметил ректор университета, что общественная активность в России и в Европе возрастает по мере приближения Рождества и Нового года. Одновременно мы оказались участниками нескольких ярких событий. Прежде всего, это третий Всероссийский съезд экологов. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации этот крупнейший форум проходил в Кремлевском дворце съездов, на него собрались шесть тысяч человек - люди, которые занимаются сохранением среды обитания, каждый день решают проблемы, чтобы сделать нашу Землю лучше, чище, более пригодной для комфортной жизни. Этому съезду предшествовала работа одиннадцати специальных комиссий в рамках съезда. Университет "Дубна" и ректор университета принимали участие в работе секции "Система геоэкологического мониторинга на территории России". На съезде О.Л. Кузнецов выступил с докладом в числе десяти руководителей этой конференции, отчитался о работе конференции и приветствовал участников съезда.

Мы были приятно удивлены тем, что один из представителей администрации Президента РФ вручил шести ученым России (в том числе ректору дубненского университета) благодарности от В.В. Путина за активное участие в разработке национальной экологической доктрины страны. Университет действительно с первого дня создания занимался проблемами геоэкологии, биоэкологии, проблемами устойчивого развития, на протяжении всех этих лет вел целенаправленную научно-исследовательскую, образовательную деятельность с явным экологическим приоритетом. Наконец, здесь, на территории университета проходило два заседания общенационального экологического форума России, создавался основной обобщающий вариант национальной экологической доктрины страны, который затем дорабатывался Министерством природных ресурсов, был представлен на заседание Правительства и на утверждение Президенту. На заседании Госсовета в сентябре доктрина была принята. Это важнейший документ, который фактически предопределяет действия государственных, региональных, муниципальных органов, участников корпоративного бизнеса для сохранения среды обитания на территории РФ. В этом документе прописаны все основные правовые и экономические аспекты, механизмы их реализации, уделено большое внимание проблемам экологического воспитания и образования граждан страны. Поэтому я считаю, что университет выполнил свою социальную функцию, причем выполнил на достаточно высоком международном уровне.

Через неделю после проведения Всероссийского съезда экологов прошел третий Всероссийский съезд геологов, в котором представители университета также принимали активное участие, входили в состав оргкомитета и руководили соответствующими конференциями, круглыми столами в рамках этого съезда. Он проходил в прекрасном новом зале Москвы - Доме Музыки. На этом форуме обсуждались дальнейшие пути развития геологических исследований на территории России, сегодняшнее положение геологической службы, связанной с Государственной комиссией по запасам месторождений полезных ископаемых, обсуждались вопросы взаимоотношений между государством и крупными вертикально интегрированными компаниями, такими как "Лукойл", "Юкос", "Сибнефть", "Газпром", "Норильский никель" и так далее.

В течение нескольких дней шел очень серьезный, профессиональный разговор о том, что должна сделать страна по наращиванию минерально-сырьевой базы, по реализации энергетической стратегии (ясно, что углеводородное сырье - нефть, газ, газоконденсаты - это важнейшие компоненты энергетической стратегии). Университет и его кафедры (экологии и наук о Земле, геофизики, устойчивого развития) принимали активное участие в работе съезда геологов. В рамках съезда была проведена специальная конференция (под руководством О.Л. Кузнецова - Г. М.), посвященная проблемам научного, технологического и инновационного обеспечения минерально-сырьевой безопасности страны. То есть фактически, мы были причастны к обсуждению того, что необходимо предпринимать в России, чтобы не подвергнуть страну опасности из-за разбалансированности прироста запасов и добычи полезных ископаемых. Сегодня добывается существенно больше, чем воспроизводится, - это означает, что через некоторое время может возникнуть дефицит в минеральном сырье. Катастрофа произойдет через несколько лет, если государство не предпримет экстренные меры по поиску, разведке новых месторождений, если не будет наведен порядок во взаимоотношениях между федеральными и региональными органами, представляющими Министерство природных ресурсов России, и компании, которые занимаются геологоразведкой и добычей. В результате нескольких дней работы съезда геологов, как нам кажется, удалось снять, по крайней мере, на рабочем уровне, многие противоречия, которые возникают между недропользователями и представителями органов власти, выдающих лицензии на разведку и добычу сырья.

8-10 ноября университет принимал участие в крупнейшем научном форуме мира. Будапештский научный форум "Общество и знание" был созван в Венгрии по решению Организации объединенных наций, в нем приняли участие 300 ведущих ученых мира. Цель форума - обсуждение, каким будет европейское общество в 21-м веке (хотя в нем принимали участие крупные ученые и организаторы науки из США, Канады, Японии и других неевропеских стран), какую роль в этом обществе будут играть знания, технологии.

Сегодня возникает новое понимание формирования общества 21-го века, и для многих экспертов становится понятным соотношение в такой системе: общество знаний - информационное общество - общество с инновационной экономикой. Для России сейчас это имеет колоссальное значение, нам необходимо в течение нескольких ближайших лет хотя бы создать основы инновационной экономики. Причем, фактически заново создать, потому что раньше СССР был очень сильным инновационным государством - оборонный комплекс, космическая, ядерная техника и так далее. Весь мир удивлялся, как быстро инновации в этих сферах в России реализовывались. Затем мы потеряли это преимущество, и в последние годы Россию нельзя назвать в числе лидеров инновационного процесса. Сегодня лидерами являются США, Япония, Великобритания и Германия. И если мы хотим, чтобы Россия снова вернулась в число технологически развитых держав, у нас нет другого пути, кроме создания территории, где знания стали бы главным товаром, а интеллектуальный продукт - основным продуктом. Это важно не только для России, это важно и для стран объединенной Европы. Мы передали участникам форума изданные у нас монографии на английском языке, посвященные проблемам устойчивого развития, экономике знаний, и они были с интересом восприняты и венгерскими коллегами, и представителями Евросоюза. Материалы форума послужат основой для лекции "Глобальный мир и Россия", в которой будет обсуждаться место России во взаимоотношениях с объединенной Европой, Соединенными Штатами, Юго-Восточной Азией, польза и угроза для нас процесса глобализации.

Кроме того, университет ведет работу по налаживанию связей Восток - Запад (прежде всего, имеется в виду конференция "Интеллектуальный мост", которая проходила год назад в Дубне). 19 декабря в университете пройдет рабочая встреча по планированию дальнейших шагов создания интеллектуального моста "Восток-Запад". У нас есть договоренность с областным и федеральным министерствами промышленности, науки и технологий, иностранных дел. Мы пригласим сюда экспертов России из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России.

Значительная часть научной общественности Москвы еще в октябре приняла решение о создании национального комитета "Интеллектуальные ресурсы России" (сопредседателями комитета избраны С.М. Миронов и О.Л. Кузнецов). Рабочая группа работает над созданием структуры этого комитета, творческих команд, департаментов комитета. И один из таких департаментов будет заниматься системной работой с соотечественниками за рубежом. Для нас очень важно объединить творческие усилия наших коллег и друзей, работающих в других странах, и ученых России для создания инновационной экономики. Наши коллеги важны для нас еще и потому, что они оказались первыми, кто "окунулся" в инновационную экономику США или европейских стран, они на себе прочувствовали, что такое реальная рыночная экономика, научный менеджмент, продвижение технологий на рынке, получение прибыли и сверхприбыли.

Нам важен их опыт, чтобы мы могли сделать нечто подобное на территории России. Без этого и наука будет пребывать в жалком состоянии, и образование будет увядать. Ведь образование - весьма дорогостоящий процесс. Мы все хотим, чтобы образование было бесплатным, но прекрасно должны понимать, что такого быть не может, за знания надо платить. Понятно, что у населения нет таких средств, чтобы полностью оплачивать качественное фундаментальное образование.

Предлагаются два способа получить эти средства. Первый - введение ренты, о которых говорят академики Львов, Глазьев и другие - отнять избыточную прибыль у добывающих компаний и направить ее на решение социальных проблем. Этот путь возможен, хотя он и не так прост, как кажется, ведь исторически понятие ренты возникло в 18-м веке, это не изобретение современных экономистов и вопрос реализации рентных отношений может пойти не так гладко, как хотелось бы. Для каждых условий - экономических, геологических, экологических - должны быть введены свои коэффициенты. Отнять и поделить, конечно, можно, это будет большевистский метод, но таким образом можно погубить топливно-энергетический комплекс, который еще "дышит". Второй путь - объединить усилия ведущих экономистов, экспертов, людей, которые сейчас живут не только на территории России, но и на территории других стран, но хотят работать с нами из патриотических побуждений, из желания помочь стране. Такие механизмы можно определить, об этом свидетельствует анализ серьезной мировой литературы. Так что в ближайшее время мы должны создать условия для глубокой переработки фундаментальных знаний и продажи новых технических решений за большие деньги на внутрироссийском и мировом рынке. Прибыль, полученная в результате такой продажи, прежде всего, должна реинвестироваться в сферу науки, образования, запуска инновационных процессов.

Галина Мялковская