Экология культуры


Восемь лет назад, в не самое легкое для страны время, после генеральной реконструкции открылись двери Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Снова обрели cвой дом великолепные полотна русских мастеров, заняли свои места скульптуры, открыт храм. В 2006 году Третьяковка отпразднует свой 150-летний юбилей, и вновь прогремит по всему миру, представляя шедевры русского искусства. Период между этими двумя событиями, музейные будни комментирует первый заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе Лидия Ивановна Иовлева, принимавшая участие в конференции музейных работников в Дубне.

Начиная с 1986 года, мы находились в состоянии реконструкции и капитального ремонта. Пожалуй, самыми сложными для галереи в течение последних двух десятилетий были именно эти годы - с 1986-го по 1995-й. С тех пор, как мы открылись, прошло почти десять лет. Первая эйфория уже позади, жизнь вошла в свою колею. Но пока продолжалась стройка, были периоды, когда замирало все на долгие месяцы и годы. Это очень печально, потому что за годы закрытия галереи выросло целое поколение людей, которые не бывали в детстве в галерее (хотя мы и старались делать выставки, но это не совсем одно и то же).

За время закрытия фонды пополнялись?

Фонды пополнялись, конечно. Дело в том, что прежде чем закрыть галерею, а у нас была разработана стратегия, мы построили в Лаврушинском переулке замечательное фондохранилище - депозитарий. Он был построен по последнему слову техники и технологии музейного дела, поэтому долгое время считался эталоном, он и сейчас еще функционально служит совершенно идеально. Так что период реконструкции захватил самые трудные годы в жизни российских музеев да и в нашей жизни - конец 80-х и первая половина 90-х. Поэтому когда мы открылись в 1995 году, стало уже немного легче, в тот момент мы не могли пожаловаться на невнимание правительства России и Москвы в первую очередь.

В советское время Третьяковка приобретала не только работы российских мастеров, но и авторов советских республик. В этом плане есть потери?

Что касается стран СНГ, то, конечно, связи ослабли. То же самое надо сказать и о странах Восточной Европы. Мы раньше были действительно центральным методическим центром для союзных республик. Но постепенно связи начинают налаживаться. Это во многом зависит от самих республик - в частности, в этом году в Минске мы дали выставку, она прошла с большим успехом. За пять месяцев ее посетило почти 150 тысяч человек, это огромное количество. Мы участвовали в конференциях, реставраторы давали мастер-классы. В нашем лектории не бывает скучных лекций - здесь "оживают" монографии, яркими красками расцветают художественные периоды. Два-три человека в лицах рассказывают, например, о творческой биографии Врубеля. Такой "музейный театр" пользуется большой популярностью, и это мы продемонстрировали в Минске.

Трудно, конечно, налаживаются связи с Закавказьем. Вот, скажем, из Армении мы получаем больше работ, там даем выставки редко. Например, художник Сарьян - это и армянский, и советский автор, художественные музеи Армении с удовольствием откликаются. Сейчас у нас работает выставка Н. Сапунова, мы получили из Еревана несколько его работ. Была у нас как-то выставка и коллективный выезд в Азербайджан, в Баку. Сложнее складываются контакты с Грузией, Средней Азией, но опять-таки, это зависит от той общественно-политической ситуации, которая сложилась в республиках. И пока она в достаточной степени не стабилизируется, это связи восстановить очень трудно.

Но международное сотрудничество на этом не заканчивается?

За последние годы у нас очень активизировались связи с Европой, Америкой, Азией. У нас ежегодно устраивается около трех десятков выставок, больших и малых, в различных странах мира. Очень много в Европе - Германии, Франции, Италии, Голландии, Великобритании, а также в Америке. Была выставка в Японии, собирались в Китай, но из-за атипичной пневмонии поездка отменилась.

Не могу не задать вам вопрос как научному работнику. Сейчас много говорят о массовой эмиграции ученых, утечке мозгов. Искусствоведческих наук это тоже касается?

Пожалуй, нет, мы, все-таки, музей национального русского искусства и, естественно, у нас работают соответствующие научные специалисты. Они не столь востребованы в мире. И в Америке, и в Европе есть свои специалисты-русисты. Они прочно держат весь научный рынок, наполняя его, назовем так, своими исследованиями. Но связи у нас с ними достаточно прочные. Часто затеваются совместные выставки, в частности, с американскими специалистами делаются совместные каталоги, сборники.

Авторы, уехавшие за границу - большая потеря для русского искусства?

Что касается современных художников, сейчас ситуация иная, чем, скажем, было в 70-е годы. Тогда они уезжали, что называется, принудительно - кого-то вообще насильно выдворяли, кому-то было трудно работать в тогдашнем Советском Союзе. Сейчас они все, или по крайней мере большинство из них, создали себе имя. И надо сказать, многие активно возвращаются в Россию. Они заинтересованы в том, чтобы их выставки проходили в Третьяковской галерее, в Русском музее, у нас ведется активная работа с ними. Например, недавно прошедшая выставка Эрика Булатова, (российского художника, одного из лидеров московского "неофициального искусства", проживающего в Париже - М. Г.).

Помимо ежедневной работы, лекций и выставок галерея активно готовится к своему юбилею. Оснью по всем каналам и газетным полосам прошла информация о покупке Правительством РФ пейзажа Врубеля, написанного на Мадейре. Наверное, это одно из знаковых явлений, ведь фонды галереи пополняются в основном благодаря частным пожертвованиям. Кроме того, запланирована серия реконструкций - здания на Крымском Валу, музея Корина, дома-музея Ларионова-Гончаровой, через три года должна вступить в строй вторая очередь Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Будем надеяться, что эти мероприятия позволят нам и нашим детям увидеть как можно больше "Третьяковских" экспонатов, ведь их сейчас больше восьмисот тысяч!

А во время институтских "каникул" в Третьяковке помимо постоянных экспозиций будут работать три выставки. Это - вышеупомянутая "Голубая роза Н. Сапунова", живописца, графика, театрального художника, одного из крупнейших мастеров "второй волны" русского символизма. Уже работает выставка, посвященная юбилеям знаменитых и любимых художников пушкиского времени - А. Орловского, О. Кипренского, Ф. Толстого; представлены 200 рисунков и 30 скульптур из собрания ГТГ. Называется она "Любимцы моды легкокрылой...". Третья выставка только запланирована, откроется 25 декабря - это произведения малоизвестного, но талантливого художника А. Чиркова (1902-1946), выпускника ВХУТЕМАСа, ученика Мошкова и Осьмеркина.

Галина Мялковская