Точка зрения


28 октября прошел семинар по проблеме жилья для молодых сотрудников ОИЯИ. Его итогам была посвящена страница в предыдущем номере газеты. Затем появился в Интернете полный текст этого "Положения". Знакомство с этими материалами вызывает, мягко говоря, недоумение.

Разберемся по пунктам.

  1. Цена строительства. Читая журналы и газеты, в которых по-деловому освещается вопрос жилищного строительства ("Коммерсант", "Деньги", "Квартирный ряд"), можно получить представление о ценах на рынке жилья. Действительно, есть запредельные цены на кв. метр в Москве. Но в то же время в Москве продают жилье очередникам по оценкам БТИ, а эти цены таковы (причем без скидок): однокомнатная квартира -14 тыс. долларов, двухкомнатная -19 тыс. долларов и трехкомнатная - не более 30 тыс. долларов. Соответственно, стоимость кв. метра получается 300 -350, а не 500 долларов, как было озвучено на семинаре и записано в "Положении". Почему же остронуждающиеся и малоимущие люди должны платить коммерческую цену, обеспечивая кому-то сверхприбыль? Кто виноват в том, что конкурс на строительство выиграла наиболее дорогая фирма? Суть конкурса была поставлена с ног на голову. Разумеется, это понятно: кто-то погреет руки...
  2. Далее о кредите. 40-процентная доля цены на жилье приходит из наукоградской программы. Значит, это деньги целевые, и тратить их следует так же. А в Положении предусмотрен возврат этих целевых средств собственниками жилья, пусть в течение 10 лет, но все-таки возврат?! Следовательно, средства будут истрачены в конце концов не по назначению, а возможно, угодят в чей-то карман, но, разумеется, не в пустой карман молодого научного сотрудника...
  3. О доходах и расходах. В упомянутом интервью сделана оценка, что молодому специалисту достаточно выплачивать по 100 долларов в месяц за кредит. Сделав простой расчет, получаем, что речь идет об однокомнатной квартире, причем без отделки и без мебели. Что же это за благоустроенность для семьи с 1-2 детьми? Молодой человек берет квартиру не на 1-2 года, а на 15-20 лет. Двухкомнатная обойдется ему уже в 160-170 долларов в месяц, не считая первичного взноса в 5 тыс. долларов. А максимальный доход его (с учетом возможных, но не гарантированных командировок за рубеж, для инженеров тем более, почти невероятных) будет не более 300 долларов в месяц. На оставшиеся 130 у.е. втроем не выживешь... А по поводу заработков на стороне могу только утверждать: если бы ведущие сотрудники ОИЯИ занимались побочным промыслом, то ни базовых установок, ни крупных научных достижений ОИЯИ не видать. В лучшем случае. А в худшем - аварии и все связанное с этим. Дубненский университет готовит управл енцев, экологов, специалистов по ноосфере и т.п. Наверное, частично поэтому (в смысле аварий) и готовит? Но лучше все-таки не ждать аварий, а обеспечить нормальные условия для творческой работы молодых ученых и инженеров-исследователей, идеал для которых - легендарный дубненский естествоиспытатель, как он сам себя удачно и точно назвал, Лев Маркович Сороко. Именно из этой сферы научной и технической деятельности проистекает прогресс общества, множатся материальные и информационные ценности.
  4. Почему ответственные чиновники не догадываются (или не хотят догадаться) о таком выгодном для молодых способе заиметь жилье, как самстрой? Такой опыт, и удачный, был в Дубне в начале 90-х годов. Опять же из авторитетных изданий известно, что стоимость материалов на строительство равна 100-150 долларов за кв.м. Значит, 2-комнатная квартира площадью 60-70 кв. м. обошлась бы сотруднику не дороже 10 тыс. долларов. И это можно было бы полностью оплатить из пресловутой наукоградской программы. Земля в Дубне, оказывается, еще есть: в местной прессе оглашен предполагаемый проект построить квартал в районе Ратмино для 1000 (!) приглашенных компьютерщиков. Чем будут заниматься компьютерщики, я не знаю, но то, что физики, химики, математики и биологи могут стать в наукограде грузчиками и мусорщиками - это при такой программе реально.
  5. И еще ряд мелких "чудес" в программе жилья для молодых специалистов. Нелепо выглядит "норма" Положения о скидках по случаю защиты диссертаций, рождения детей, которая действует только тогда, когда вышеуказанные события происходят в течение выплаты кредита (?!). "Давайте, ребята, бросьте строчить диссертации и рожать детей! Подождите лет 10-15, пока построим для вас дом.". Это что-то от Щедрина. А заработанная ранее премия тоже не в счет? (даже Нобелевская?).
  6. Наконец, о роли общественности. Проект "Временного положения" был создан 29 марта 2003 г. Почему его обсуждение началось только спустя семь месяцев, за пару недель до принятия в Городской Думе? Значит, с самими молодыми, для которых это делалось, и не советовались. Предлагаю депутатам Думы перенести обсуждение Проекта, как минимум, на время после выборов.

Вероятно скоро скажем "Прощай, наукоград", бывший в Дубне во второй половине прошлого века!. В нынешнем веке под словом "наука" понимают что-то другое... .

Е. П. Шабалин,
начальник сектора ядерной
безопасности ЛНФ ОИЯИ,
Лауреат Госпремии СССР,
бывший депутат Дубненского
городского Совета
(последнего в России)