Жанна Мезенцева, лауреат стипендии И. М. Франка:
"Атмосфера в лаборатории особая..."
Новой традицией ЛНФ, сохраняющей память об Илье Михайловиче Франке, стало присуждение молодым сотрудникам лаборатории стипендии его имени. Конкурс на стипендию проводится с весны 2002 года. Со стипендиатом этого года (специализация "Ядерная физика") младшим научным сотрудником лаборатории Жанной Мезенцевой побеседовала наш корреспондент Ольга Тарантина.
Я выпускница кафедры "Ядерная физика" Воронежского государственного университета. Впервые в Дубне я оказалась в августе 1999 года: студенткой IV курса участвовала в летней школе по нейтронной физике. До этого уже сложилось что-то вроде традиции посылать в Дубну на диплом юношей. А на этой школе возникла идея и девушек тоже. Так в феврале 2000 года, учась на V курсе университета, я приехала сюда готовить дипломную работу под руководством Ю.Н.Григорьева (ЛНФ) и В.М.Вахтеля (ВГУ), которую и защитила в 2001 году. Сейчас я учусь на втором курсе аспирантуры УНЦ.
Вы всегда хотели заниматься ядерной физикой?
Вообще-то, я хотела поступать на экономический факультет. Но в тот год на физфаке открылось новое направление - "Медицинская физика", где за четыре года должны были подготовить специалистов по работе и обслуживанию различной медицинской диагностической аппаратуры. Меня это направление заинтересовало, и я поступила на физфак. На IV курсе мне настоятельно рекомендовали продолжить обучение в магистратуре, но поскольку медицинскую физику на V и VI курсах не изучали, то я перешла на специализацию "Ядерная физика". Это решение круто изменило мою судьбу, я приехала в Дубну, занимаюсь здесь интересной исследовательской работой и совершенно не жалею о таком повороте.
Вы успели провести эксперименты на ИБР-30 до его закрытия?
Да, в июне 2000 года, когда на нем проводились последние эксперименты, нашей группе удалось очень много намерить. Так что до сих пор обрабатываем, анализируем, регулярно докладываем на международных совещаниях ISINN, проводимых в ЛНФ, печатаемся в наших и зарубежных реферируемых журналах.
Понятно, что сравнивать вы можете только со студенческим духом в университете, но какой вам показалась атмосфера в "нейтронке"?
Вы знаете, атмосфера в этой лаборатории действительно особая, теплая, здесь, мне кажется, жив дух прежних лет. В нашей группе очень внимательное, заботливое отношение к молодым. С молодежью всегда готовы обсудить любые вопросы, задачи Альберт Борисович Попов, Юрий Павлович Попов, Лев Борисович Пикельнер, Александр Ильич Франк. И мои друзья, работающие в других лабораториях Института, мне по-хорошему завидуют. Много историй рассказывают об Илье Михайловиче. Я знаю, что он свой рабочий день в лаборатории начинал с того, что заходил в каждую комнату, интересовался, как идут дела, нет ли каких-то проблем. Эта традиция продолжается и сегодня: заместитель директора ЛНФ Валерий Николаевич Швецов и начальник отдела физики ядра Юрий Копач часто заходят, интересуются работой и к ним самим можно обратиться в любой момент, они всегда доступны для сотрудников.
Как вы планируете свое будущее, не собираетесь ли уезжать за границу?
Мы вместе с Юрием Копачем участвуем в Европейском проекте "Euroball" в Германии, и когда мне в прошлом году предложили остаться там на три года, я не решилась. Работы и здесь хватает: по проекту и по физике нейтронов - в отделе. Я надеюсь, что, в конце концов, будет реализован проект ИРЕН, и у нас появится свой нейтронный источник. Мне нравятся моя работа и наш коллектив, и что-то лучшее я вряд ли найду, да и не хочу искать.