Их имена - в истории науки
Илья Михайлович Франк
К 95-летию со дня рождения
Выдающийся ученый современности, лауреат Нобелевской и Государственных премий академик Илья Михайлович Франк (23.10.1908 - 22.06.1990) внес огромный вклад в становление и развитие различных направлений физики в нашей стране. Его имя связано в первую очередь с новым направлением в физике - электродинамикой движущейся заряженной частицы. В тридцатые годы И.М.Франк и его учитель С.И.Вавилов участвовали в проведении опытов П.А.Черенкова по свечению жидкостей при облучении их радиевыми гамма-лучами. В 1937 г. И.Е.Тамм и И.М.Франк теоретически объяснили наблюдаемое явление. В 1958 г. И.Е.Тамм, И.М.Франк и П.А.Черенков за эту работу были удостоены Нобелевской премии по физике.
И.М.Франк совместно с В.Л.Гинзбургом положили начало новому важному направлению современной физики, связанному с переходным излучением. Научный интерес к исследованию влияния оптических свойств среды на излучение движущегося источника сохранился у Ильи Михайловича на всю жизнь.
Он внес фундаментальный вклад в области ядерной и нейтронной физики. Начав заниматься эти направлением по предложению С.И.Вавилова в 1933 г., в 1946 г. И.М.Франк организовал в ФИАН СССР лабораторию атомного ядра. В ней с коллегами он провел ряд важных для того времени исследований. В тесном контакте с И.В.Курчатовым проводились исследования по физике реакторов. И.М.Франк участвовал в работах по созданию первого советского уран-графитового реактора.
В ОИЯИ И.М.Франк был одним из руководителей строительства импульсных реакторов периодического действия ИБР, ИБР-30 с инжектором, ИБР-2, что позволило ученым созданной им лаборатории нейтронной физики получить ряд новых результатов в исследованиях физики ядра и конденсированных сред.
"Отец, талантливый математик, прекрасный педагог и широко образованный человек, был исключен без права поступления с первого курса Московского университета за участие в революционном выступлении студентов. В результате он много лет не имел университетского диплома, что препятствовало занятию соответствующих его квалификации должностей в высших учебных заведениях. Семья жила на скромный преподавательский заработок отца, и у него оставалось мало времени для занятий научной работой...".
Михаил Людвигович Франк: "...Если с самой начальной ступени школы объединить занятия математикой с природоведением и начальной географией, то на последующих ступенях будет чрезвычайно легко проходить Римановы функции". "...Я недостаточно компетентен в вопросе, как и в каком порядке вводить графический метод, но что вводить его необходимо с ранних ступеней, сообразуясь с другими педагогическими условиями - это вне сомнения" (И.М.Франк. "Михаил Людвигович Франк).
"По окончанию восьмого класса средней школы я в 1925 г. переехал к отцу в Симферополь, где он был профессором в Крымском (Таврическом) университете, временно преобразованном в педагогический институт. В 1925-26 учебном году, не поступая в педагогический институт, слушал там лекции, работал в учебной физической лаборатории и математическом кружке, и даже сделал первые шаги в самостоятельной научной работе по геометрии. Единственная опубликованная работа по математике была выполнена тогда и напечатана в 1928 г. ..." (И.М.Франк. "Автобиография").
"В 26-м году сдал вступительные экзамены в Московский университет и поступил на первый курс физико-математического факультета... Примерно со второго курса университета начал работать в лаборатории С.И.Вавилова, которого считаю своим учителем... Под руководством С.И.Вавилова выполнил работу по люминесценции, которая опубликована в 1931 году... Окончил университет в конце 1930 года, выполнив учебный план не только по специальности физика (кафедра теоретической физики Л.И.Мандельштама), но и по математике". (И.М.Франк. "Автобиография").
"Живейшее участие принял И.М.Франк в осуществлении и объяснении опытов П.А.Черенкова по новому виду свечения, сопровождающего распространение гамма-лучей в жидких и твердых средах. В частности, И.М.Франку принадлежит блестящая догадка о том, что перед нами совершенно новое явление, специфическое для распространения электронов, движущихся со скоростью больше фазовой скорости света в плотной среде. Эта идея получила полное и вполне строгое развитие в теоретической работе И.Е.Тамма и И.М.Франка..." (С.И.Вавилов. "Отзыв о научной работе И.М.Франка).
"В течение ряда лет эффект Вавилова-Черенкова представлялся только своеобразным и притом трудно наблюдаемым оптическим явлением... Слабость свечения, казалось бы, исключала всякую возможность применений этого явления в физике, а тем более в технике... Развитие ядерной физики и усовершенствование экспериментальной техники привели в последние годы к тому, что эффект Вавилова-Черенкова нашел многочисленные применения в физике частиц высокой энергии. Выяснилась также связь этого явления со многими другими проблемами, например, с физикой плазмы, астрофизикой, проблемой генерации радиоволн, проблемой ускорения частиц и т.д. ..." (Из Нобелевской лекции И.М.Франка, 11 декабря 1958 г., Стокгольм).
Редакция благодарит Александра Ильича Франка за предоставленные для этого выпуска фотографии из семейного архива. В выпуске использованы материалы из книги "Илья Михайлович Франк. К 90-летию со дня рождения". Дубна, 1998.
"Ведущую роль будет играть интеллект ученого"
...Как сейчас, слышу тихий и ясный голос Ильи Михайловича, оставшийся на диктофонной кассете. Он выступал на семинаре, посвященном очередному юбилею институтского совета молодых ученых и специалистов. Был когда-то такой совсем не бесполезный общественный орган. Расшифровка фонограммы много лет пролежала в архиве, хотелось сделать из нее статью для газеты, но то повода не было, то у Ильи Михайловича времени не хватало, и сейчас я решил, что самое время опубликовать этот материал - впервые.
- Мне нелегко говорить о том, чем вам нужно заниматься. И не потому, что сам я уже очень далек от возраста молодого ученого. События молодых лет у каждого очень ярки в памяти, а начало научной деятельности, пожалуй, наиболее яркое из воспоминаний. Затруднение, скорее, в том, что очень изменилась наука. И условия, в которых вы работаете, совсем иные по сравнению с нашим поколением. И это внесло, конечно, очень большие коррективы в характер работы ученых, особенно молодых.
Я имею в виду индустриализацию исследований, которая произошла после второй мировой войны и в корне изменила лицо науки. Она открыла очень большие возможности, и перед инженерами-исследователями возникло несколько проблем. В более ранние годы сами физики, ну, может быть, с помощью одного или двух радиотехников, делали нужное им оборудование, включая несложную автоматику. Столь развитых, как сегодня, инженерных направлений не было.
Мне кажется, в связи с технизацией науки возникли непростые ситуации, которые молодым ученым нужно ясно понять. И, прежде всего, необходимо решить для себя вопрос, как же должен проявляться интеллект ученого, особенно физика, который пользуется этой аппаратурой? Не подменяется ли он техникой?.. Вопрос не очень простой еще и потому, что эти работы становятся коллективными и происходит некоторое сложение умов работающих.
Я абсолютно уверен, что и раньше, и сейчас, и в будущем все-таки ведущую роль играл и будет играть интеллект ученого и при правильной организации исследований техника будет только помощником человека... Магистральное направление развития науки, как мне кажется, связано с такими методами, когда человек командует техникой эксперимента, а машина - только его помощник, его руки, она только расширяет его вычислительные способности, а он по-прежнему хозяин ситуации во всей силе своего ума... У старшего поколения ученых всегда присутствовало некоторое сопротивление индустриализации науки - именно из-за того, что она оттесняла на второй план интеллектуальные усилия человека...
Все мы, конечно, знаем, что нет какой-то отдельной науки для молодых ученых или для старых ученых, на обложке научной работы не написан возраст того, кто ее делал, и тому, кто сделанной работой пользуется, это тоже совершенно все равно. Существенно то, какая это работа - интересная или неинтересная, нужная или ненужная. Есть работы, решающие какую-то конкретную проблему, - они в равной степени свойственны и молодым и немолодым ученым, есть работы, содержащие какие-то фундаментальные новые идеи, - они принадлежат, как правило, молодым, есть работы, основанные на каких-то широких обобщениях, - они чаще всего выполнены более пожилыми людьми, имеющими больший опыт, более широкий научный кругозор... Тогда может быть не совсем понятно, а чем молодой ученый отличается от немолодого? Думаю, кроме возраста, есть одно существенное отличие, которое именно молодежь учитывает не всегда. Каждый, в любом возрасте, считает, что он стареть дальше в общем не будет, таким, как есть, и останется. К сожалению, в науке это все-таки происходит. С возрастом уходит, и довольно рано, способность осваивать и использовать в работе какие-то идейно новые вещи.
Говорят, что все идеи возникают в молодом возрасте, а потом человек только разрабатывает их. Я думаю, что это не совсем правильно. Но тот круг знаний, которым человек овладел и из которого он черпает свои идеи, в какой-то мере ограничен. И это очень легко почувствовать: есть разница между тем, что знаешь, и тем, чем умеешь пользоваться. Ну, скажем, выучить материал, чтобы сдать экзамен, - нетрудно. Использовать же этот материал, чтобы решить или, тем более, поставить ту или иную проблему, - это уже совершенно иное. А время необратимо - тот круг знаний, которыми вы творчески овладели, тот плацдарм, который вы завоевали еще в молодые годы, останется вашим достоянием на всю жизнь. Чем он шире, тем больше у вас возможностей...
Как же расширить этот плацдарм? Для этого существуют школы и семинары. И смолоду важно выступать на них с докладами. Одно дело - прочесть и что-то понять, и совсем другое - ясно это изложить аудитории... Всем известен анекдот, в котором скрыт довольно глубокий смысл. Молодой лектор пытался объяснить студентам суть некой проблемы, а те его не понимали. Раз объяснил - не понимают, два объяснил - не понимают, в третий раз объяснил - сам понял, а они все еще нет. Вот это "сам понял" - важный элемент, который приходит с опытом чтения лекций. Вспоминаю семинар одного из моих учителей Леонида Исааковича Мандельштама, на котором собиралась вся "физическая" Москва (в то время она помещалась в одном зале), - и он рассказывал о том, чего нельзя было найти ни в одном учебнике. Часть проблем казалась парадоксальной, и он поручал слушателям разобраться с этими парадоксами, подготовить сообщения к следующему семинару...
...Не знаю, в какой мере то, что я вам рассказал, кажется вам очевидным или тривиальным, но мне кажется, что вам в первую очередь надо стремиться к тому, чтобы не только научиться, но и научить.
Илья Михайлович выступил с этой речью в 70-е годы, когда в Институте еще не было "персоналок", значительно облегчивших сегодня труд ученых, а были зарождающиеся компьютерные сети и система обработки экспериментальной информации "он лайн", как тогда говорили, - на линии с экспериментом, в процессе его проведения... А чуть позже он написал для сборника, обращенного к молодым, статью "Путь в науку", и этот сборник вышел в издательстве Академии наук. "Наши молодые годы, - писал нобелевский лауреат, - наиболее плодотворны. К сожалению, лишь дожив до старости, по-настоящему понимаешь, что не только молодость, но и вся жизнь пролетела необыкновенно быстро. Все же в молодом возрасте свойственная ему жажда знаний и интерес к науке часто заставляют нас много работать. Без этого пути в науку вообще были бы закрыты".
Все, кому довелось беседовать с Ильей Михайловичем или просто слышать его выступления, доклады, поражались исключительно правильной речи этого безукоризненно интеллигентного человека, умевшего донести смысл сложнейших понятий ясно и просто. Когда в Дубне проходил семинар журналистов, пишущих на темы науки, Илья Михайлович принимал нас в своей лаборатории. Ни один из многих вопросов не был оставлен без ответа. А каков был уровень этих ответов - мы ощутили, получив через некоторое время публикации наших коллег из газет научных центров. Илью Михайловича можно было не править после расшифровки диктофонной записи! Понимаю, что мои личные воспоминания вряд ли добавят что-то новое к портрету выдающегося ученого, и слава Богу, память эта хранится не только в названиях улиц, и мемориальных досках, но и в воспоминаниях учеников, в традиции проведения мемориальных семинаров и конференций, ведь научный поиск - это такой образ мышления, которому в высшей степени свойственна преемственность!
Евгений Молчанов
(Фрагмент из книги "Беседы о Дубне",
вышедшей в этом году в издательском отделе ОИЯИ)