Вослед ушедшим
|
8 октября ушел от нас навсегда старший научный сотрудник кандидат физико-математических наук Юрий Филиппович Ломакин, длительное время работавший начальником сектора. Его научные труды принесли ему известность в кругах научной общественности России и других стран.
В марте 1961 года Ю.Ф. Ломакин поступил на работу в Лабораторию ядерных проблем ОИЯИ после защиты дипломной работы, которую он здесь же и выполнил. Он начал с участия в создании крупнейшей в то время в нашей стране пузырьковой пропановой камеры ПК-200. Юрий Филиппович был надежным человеком, хорошо разбирался в технике физического эксперимента и скоро стал ответственным за эксплуатацию камеры. В результате облучения этой установки на пучке синхрофазотрона он с коллегами получил уникальный по обилию и новизне экспериментальный материал о рождении -мезонов и "странных частиц" -мезонами при энергии 5 ГэВ. Наиболее ярким примером цикла работ, выполненных по его инициативе и с его определяющим вкладом, являются замечательные исследования когерентного образования -мезонов на ядре углерода при минимальной из известных в мире энергии пучка, а также поиски многобарионных резонансных состояний. Всю обработку данных на ЭВМ, получение и осмысление физических результатов этих исследований он выполнил самостоятельно. После опубликования этих результатов он на их основе защитил кандидатскую диссертацию.
В дальнейшем он участвует в создании установки ГИПЕРОН для опытов на серпуховском ускорителе. Его вклад в эти работы очень велик. По просьбе Венедикта Петровича Джелепова, принимавшего активное участие в создании этой установки, он снова становится ответственным за эксплуатацию установки. Он всегда брал на себя трудные, большие задачи. Примером тому явилось руководство реконструкцией установки. Главные работы включали в себя увеличение межполюсного зазора главного магнита, демонтаж старого и монтаж нового физического оборудования. Юрий Филлипович, при активном участии СНЭО, прекрасно справился с этой задачей.
Вместе с коллегами на этой установке он получил ценные научные результаты принципиального значения, среди которых: экспериментальное обнаружение эффекта экранирования цвета кварков, новое точное определение форм-факторов К+e3 распада и новые, прецизионные данные параметров матричного элемента К+3 распада; выполнены другие важные научные исследования. В последнее время он явился инициатором и соруководителем новых экспериментов, проводимых на этой установке.
Его большой неустанный труд по организации сборки модулей адронного калориметра установки АТЛАС, предназначенной для работы на строящемся в ЦЕРН ускорителе, заслуживает особого уважения. Каждый из 65-и модулей представляет из себя 20-тонную металлическую конструкцию, весьма сложной конфигурации, собираемую из многочисленных деталей, причем эту сборку требовалось выполнить с уникальной точностью: отклонения габаритных размеров от номинала не должны были превышать 600 микрон на базе шесть метров. После отъезда в ЦЕРН наших конструкторов Юрий Филиппович фактически был непосредственным руководителем этих работ. Необходимую для транспортировки документацию готовил также он. Сейчас эта ответственная для Института работа успешно закончена.
Научная деятельность Юрия Филипповича по всем трем упомянутым направлениям была отмечена четырьмя премиями ОИЯИ.
Его увлечение туризмом также хорошо известно. Он руководил несколькими походами, самым сложным из которых был байдарочный поход в Карелии по порожистой реке Охта. Он также хорошо играл в шахматы
И он очень любил свою семью, трогательно заботился о дочери и внуках.
Мы высоко ценим его научные достижения, талант организатора, принципиальность, исключительно высокие человеческие качества: ответственность за порученное дело, коммуникабельность, доброту, чувство юмора, - и глубоко скорбим о безвременной утрате.
Дирекция лаборатории,
товарищи по работе, друзья