Их имена - в истории науки


Академик Александр Михайлович Балдин, выдающийся российский физик, скончался после тяжелой болезни 29 апреля 2001 года. Он родился 26 февраля 1926 года в Москве на Красной Пресне.

В 1949 году после окончания Московского инженерно-физического института он был направлен в Физический институт имени П.Н. Лебедева АН СССР, где прошел путь от младшего научного сотрудника до руководителя сектора теоретиков, стал доктором наук и профессором. Он сформировался как ученый под влиянием блестящей плеяды физиков ФИАН, собранной С.И. Вавиловым. Александр Михайлович считал своими учителями Д.В. Скобельцына и М.А. Маркова.

Уже первые научные работы А.М. Балдина по теории движения частиц в циклическом ускорителе привлекли внимание специалистов и, прежде всего, В.И. Векслера, вошли в физическое обоснование крупнейшего в своё время в мире ускорителя - синхрофазотрона ОИЯИ. Они завершились созданием "метода огибающих", который стал классическим и широко используется и поныне в расчетах ускорителей.

В начале пятидесятых годов, в связи с развертыванием работ на электронном синхротроне ФИАН А.М. Балдиным (частично - в соавторстве с В.В. Михайловым) были выполнены пионерские расчёты сечений рождения мезонов на нуклонах и ядрах при облучении высокоэнергетическими фотонами. Полюсная модель с учетом аномальных магнитных моментов нуклонов, введенная в этих работах, получила впоследствии обоснование и стала неотъемлемой составной частью метода дисперсионных соотношений. Эти работы отмечены Государственной премией СССР за 1973 год.

Исследования комптоновского рассеяния, выполненные в ФИАН и теоретически интерпретированные А.М. Балдиным в терминах коэффициентов электромагнитной поляризуемости нуклонов, показали, что "элементарные" частицы, к которым принято было относить нуклоны, являются не только пространственно-протяженными, но и динамически-деформируемыми системами (открытие авторским коллективом эффекта зафиксировано в 1957 году). При этом дисперсионное правило сумм А.М. Балдина для суммы коэффициентов электрической и магнитной поляризуемости нуклонов, предложенное в 1960 году, послужило основой первой реалистической оценки электрической поляризуемости протона и является в настоящее время наиболее общим базисом при проведении всех современных анализов данных по низкоэнергетическому комптон-эффекту на нуклонах. Выполненный в ОИЯИ по инициативе и при участии А.М. Балдина эксперимент по лептонному распаду фи-мезона с промежуточным переходом массивной частицы в фотон (зафиксированный в 1971 году в качестве научного открытия) подтвердил, в частности, наличие "адронной" компоненты фотона, которая обусловливает адроноподобный характер поведения сечений взаимодействия фотонов высоких энергий с нуклонами и ядрами, определяя, образно выражаясь, "ядерные" свойства света.

В 1968 году Александр Михайлович по инициативе и при поддержке М.А. Маркова был избран директором Лаборатории высоких энергий ОИЯИ.

Перед Александром Михайловичем как перед лидером большого научного коллектива встали задачи определения приоритетов развития ускорительного и экспериментального комплексов лаборатории, потребовавшие без остатка всего его научного таланта и жизненного опыта, здоровья и души. Исследование взаимодействий ядер при релятивистских энергиях было выбрано в качестве основного ориентира. Для этого под руководством Александра Михайловича синхрофазотрон был преобразован в оригинальный ускорительный комплекс релятивистских и поляризованных ядер.

По существу, для формулирования и продвижения нового направления был востребован весь потенциал личности Александра Михайловича. Зародившись в Дубне, релятивистская ядерная физика стала существенной частью программ исследований в крупнейших ускорительных центрах США, Европы, России, стран-участниц ОИЯИ. При этом в лаборатории динамично развивалась обширная экспериментальная программа сотрудничества по физике частиц с Институтом физики высоких энергий в Протвино, Лабораторией имени Э. Ферми в США и Европейской организацией ядерных исследований в Женеве.

Первым успехом в этом направлении стало предсказание А.М. Балдиным ядерного кумулятивного эффекта. Картина фрагментации ядер при релятивистских энергиях оказалась глубоко аналогичной с уже известными особенностями протон-протонного взаимодействия и глубоконеупругого рассеяния электронов на протонах при высоких энергиях. Обнаруженные эмпирические закономерности позволили А.М. Балдину ввести универсальное импульсное распределение партонов в ядрах - кварк-партонную структурную функцию ядра, что резко активизировало интерес к развитию теории для описания ядра на расстояниях меньше размера нуклона (модели флуктонов, короткодействующих нуклонных корреляций, мультикварковые состояния в ядрах и другие).

Результаты этого нового направления - релятивистской ядерной физики - совместно с основополагающими работами теоретиков школы Н.Н. Боголюбова составили единый комплекс работ по выявлению динамической роли нового квантового числа "цвет" и соответствующей симметрии в реализации наблюдаемого масштабно-инвариантного поведения адронных и ядерных взаимодействий с большой передачей импульса. Они были отмечены Ленинской премией за 1988 год.

Под руководством Александра Михайловича были выполнены важные работы по развитию новых ионных источников и созданию масштабных экспериментальных зон ускоренных пучков. В особое направление исследований сформировались эксперименты с пучками поляризованных дейтронов, созданы уникальные пучки поляризованных нейтронов. С помощью этих пучков получены уникальные сведения о спиновой структуре дейтрона - этого "атома водорода ядерной физики" - на межнуклонных расстояниях меньше радиуса нуклона.

Итоги первого периода исследований с релятивистскими ядрами позволили Александру Михайловичу выдвинуть и обосновать идею создания специализированного ускорителя релятивистских ядер - нуклотрона, магнитная система которого основана на явлении сверхпроводимости.

Научно-организационная деятельность Александра Михайловича была чрезвычайно многогранна. Он являлся председателем Совета по электромагнитным взаимодействиям РАН, членом бюро Отделения ядерной физики РАН, главным редактором журналов "Физика элементарных частиц и атомного ядра" и "Письма в ЭЧАЯ", членом редколлегий многих научных изданий. Среди конференций, организатором которых был Александр Михайлович, на особом месте стоят Международные семинары по проблемам физики высоких энергий, начавшие свою историю в 1969 году при поддержке М.А. Маркова. Они получили неформальное, немного шутливое именование "Балдинская осень".

Большое внимание А.М. Балдин уделял воспитанию научных кадров. Среди его учеников - десятки докторов и кандидатов наук. Он читал лекции в МГУ, МИФИ, Учебно-научном центре ОИЯИ, на многих международных школах физиков. А.М. Балдин сделал очень много для подготовки высококлассных специалистов в странах-участницах ОИЯИ. В Дубне им была создана научная школа, включающая теоретиков и экспериментаторов, специалистов по ускорительной технике.

Достижения выдающегося ученого и крупного организатора науки академика А.М. Балдина отмечены Ленинской и Государственной премиями, премией Российской академии наук имени В.И. Векслера, орденами и медалями России, Болгарии, Вьетнама, Монголии, Польши, Чехии, наградами других стран. Александру Михайловичу присвоено звание почетного гражданина города Дубны.

В. Г. Кадышевский, А. А. Комар, О. Н. Крохин,
А. А. Логунов, А. И. Малахов, В. А. Матвеев,
И. Н. Мешков, Ю. А. Осипов, В. А. Рубаков,
А. Н. Сисакян, А. Н. Скринский,
А. Н. Тавхелидзе, Д. В. Ширков