Сто путей, сто дорог
"Что у нас, ребята, в рюкзаках?.."
послесловие к Дню туризма
27 сентября по предложению ЮНЕСКО ежегодно отмечается Всемирный день туризма. Каждый третий житель нашей планеты путешествует, объем продаж в этой сфере неуклонно растет (около 7 процентов ежегодно), этот динамичный сектор мировой экономики становится основой процветания многих стран и регионов мира. В сфере туризма реализуется около 750 млрд. долларов. К 2010 году Всемирная туристская организация (ВТО) ожидает рост доходов до триллиона. Россияне охотно едут за рубеж и тратят там более 15 млрд. долларов.
Многие дубненцы оценили гостеприимство Анталии, плавали в Красном море и благоговейно смотрели на пирамиды в Египте, на автобусе и велосипеде исколесили Европу. Наиболее расчетливые доказывают, что почти за те же деньги, что тратятся на отдых в Алуште, можно расслабиться в Турции. Так сталкиваются интересы внутреннего и выездного туризма.
Эксперты ВТО отмечают, что Россия становится страной, благоприятной для развития туризма. К 2010 году поток зарубежных туристов в Россию утроится, и она войдет в группу лидеров въездного туризма. И уж совсем оглушительно звучит утверждение, что число въезжающих в Россию и выезжающих из нее в 2002 году сравнялось.
В ожидании туристского бума, инвесторов и фантастических доходов только ленивые не пишут концепций развития индустрии туризма, но только Москва и Санкт-Петербург вкладывают крупные деньги в конкретные программы. В Московской области создаются спортивные комплексы, но до развития индустрии туризма еще далеко. Традиционно туризм развивается как коммерческий и самодеятельный спортивный. Туроператоры готовят туры, турагенты их продают, а их клиенты едут "в розовую мечту детства". Такие услуги стоят дорого (от 9 тысяч рублей).
Самодеятельный спортивный туризм - удел для людей легких на подъем, довольствующихся хорошей компанией единомышленников, самообслуживанием, комфортом из рюкзака и непредсказуемыми приключениями. Поход в Заполярье, на Кольский полуостров, от 3000 рублей, вполне доступен для сотрудников ОИЯИ. В этом году турклуб выпустил в походы 23 группы (Урал, Крым, Приладожье, Карелия, Кольский полуостров, Подмосковье). Замечено - начался рост интереса к спортивному туризму среди студентов и школьников.
Традиционное представление об отдыхе ("водка, лодка и молодка") связано с пятиразовым питанием, пляжем с утра и до вечера, дискотекой и злачными местами. Спортивный туризм по воле фанатичных авторитетов вовлекает иных в такие переделки и приключения, что становится школой выживания вдали от жилья. Каждый выбирает себе маршрут либо по разуму, либо по амбициям. Если добавить особую ауру общения физически усталых, но эмоционально насыщенных людей, то можно подойти к пониманию спортивного туризма в русском стиле. Для неофитов он полон романтики высшей пробы. А детям нужны приключения, подвиги, героические поступки, борьба, победы, радости, страх и слезы счастья. Вот почему мамы, воспитывающие сыновей, просят приобщить их к туризму. Удивительно, но никто не остается разочарованным после походов, какими бы тяжелыми они не были.
Ныне заявки зарубежных туристов даже в Москве и Санкт-Петербурге удовлетворяются едва на 50 процентов - нет мест в гостиницах. В последние годы ведется интенсивное строительство, но только сказки скоро сказываются... В то же время обозначился рост потоков туристов в Карелию, Приморье, на Байкал, Камчатку...
В мире, на волне экологического просвещения, формируется спрос на спортивные, экологические и экстремальные путешествия в природной девственной среде. Без отелей, дискотек, супермаркетов и ресторанов. Возникает интерес к здоровому образу жизни, к философскому осмыслению ценностей цивилизации... Так возникает спрос, идеология и мода на путешествия в природной среде. Нужны для этого "сталкеры", гиды-проводники, как тот мужик, что некогда двух генералов прокормил. Ныне 150 вузов России готовят специалистов для выездного туризма, для обслуживания в отелях и на традиционных транспортных маршрутах. Гидов-проводников и инструкторов по туризму готовят поштучно в чахнущих клубах туристов. Мы в своем клубе, на общественных началах, тоже готовим такие кадры. В некоторых местах опытных туристов уже прельщают на сезон турфирмы длинным рублем. Назревает время, когда опытных любителей станут вербовать в коммерческий туризм. Вот тогда счастливчики соединят приятное с полезным, их опыт будет уважаем и ценим.
Если прогноз ВТО сбудется, то в 2010 году в России надо будет в сезон (100 дней) принять 2,5-3 млн. туристов. Один проводник может обслужить 100 человек в сезон. Следовательно, чтобы получить доход в 4,5 млрд. долларов, надо иметь 30 тысяч обученных гидов-проводников, да еще способных изъясняться на иностранном языке. Сегодня есть 3-5 тысяч. Как решить проблему?
Наукоград Дубна может помочь. На основе учебных планов и программ Туристско-спортивного союза России создана база знаний для дистанционного обучения туристов, гидов-проводников и инструкторов по туризму. Обучение можно вести в Интернете, либо с СD-ROM дисков. За 5 лет можно обучить эту армаду и дать практическую подготовку в учебно-тренировочных походах. Подготовку можно вести в школе (профильное обучение - экскурсоводы, младшие инструктора), в университете (второе высшее образование), в колледжах. И Дубна может быть лидером, опережая спрос на дефицитные кадры. Кадровый ресурс позволит иначе вести оздоровительную работу в школах, по месту жительства, во время каникул учащейся молодежи. Культ физического и духовного здоровья, знаний, и умений - вот что можно противопоставить падению нравов, алкоголизму и наркомании.
Ассоциация жертв политических репрессий в Дубне вышла в администрацию города с предложением создать мемориальный комплекс на месте памятника И.В.Сталину на Большой Волге. В едином архитектурном комплексе должны гармонично сочетаться вход в шлюз, в Московское море и канал, памятник В.И.Ленину, будущий речной порт и мемориал. Он должен объединять людей всех конфессий духовно, общностью скорби о погибших и безвестно похороненных, в непреходящих ценностей Веры, Надежды и Любви.
Функционально - это должен быть музей и информационно-консультационный центр с соответствующими экспонатами и техническими средствами. Он должен стать местом поклонения безвестным заключенным, местом проведения массовых общественных акций, символом скорби о жертвах репрессий и напоминанием власть имущим об исторической справедливости. Речной порт предполагает наплыв туристов с туристских лайнеров. Одновременно их может быть до 1000 человек, следовательно, требуется не менее 100 экскурсоводов, гидов, туристских организаторов. Вот где будут востребованы обученные экскурсоводы, старшекурсники и менеджеры, студенты, к месту придутся сувениры умельцев, культурные программы творческих коллективов города. Чтобы довести замысел до "happy end", предстоит получить "добро" городской администрации, создать рабочую группу, учредить статус мемориала, открыть счет для пожертвования, объявить конкурс на проработку проекта, определить строительную фирму и решить массу других вопросов, вплоть до организации круглогодичного режима эксплуатации и международного сотрудничества. Для студентов университета открывается возможность проектного обучения: когда каждый желающий может от нуля проработать в составе творческого коллектива проблемы менеджмента на уровне проектирования, строительства, эксплуатации, массового обслуживания, подготовки кадров, управления персоналом, разработки экскурсионных маршрутов, информационного обеспечения. Если это удастся, то мемориал станет предметом нашей гордости и заботы. Он станет памятником, которым мы будем гордиться, и восхищать людей у парадного речного подъезда наукограда Дубна.
А. Злобин
председатель правления Дубненской местной организации
Всероссийского народного туристского общества.