"НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ". Выпуск 3.
Россия - страна Кулибиных, Америка - страна Эдисонов
Борис Салтыков -
возглавляет ассоциацию "Российский дом международного научно-технического сотрудничества". Окончил МФТИ, кандидат экономических наук. Руководил Министерством науки и технической политики РФ, был вице-премьером, Полномочным представителем правительства РФ в ОИЯИ.
Мне понравилась (не я ее придумал) аналогия или метафора, Россия - страна Кулибиных, а Америка - страна Эдисонов. Чувствуете разницу? Изобретателей тьма у нас, а довести до конвенции, до бизнеса, сделать из этого электростанцию и так далее - не для этого мы созданы. Не знаю, повлиял ли русский космизм, или просторы. Некоторые серьезно говорят, что география плюс природные условия формируют социум. То есть, длинная зима, когда ты ленишься и ничего не делаешь, на печи лежишь, вспомните все русские сказки. Огромное количество земли и ресурсов. Ведь как на Руси развивалось земледелие - перестало поле плодоносить, бросил, выжег лес, перешел к следующему. Говорят: Восток, Восток... А Япония - тоже Восток, это по поводу русофилов и западников. Мы посредине, у нас система ценностей ближе к Востоку. Да, к Востоку - почитание императора, почитание государства, склонность к коллективным действиям. Но у нас нет так называемой рисовой культуры, присущей всей Юго-Восточной Азии - тщательная, нудная работа по 12 часов в день. Поэтому изобрести, вспыхнуть мы можем, а довести до того, что называется технологией, - не дано. И этому надо учиться.
Когда и кто создал сегодняшнюю российскую науку? В общем, Иосиф Виссарионович. В том виде, в тех организационных формах и масштабах, безусловно - да. А теперь - почему и как, что сопутствовало.
У многих людей сейчас ностальгия - раньше было лучше... Да, было лучше, но поезд уже идет, обратно он не вернется. Когда вообще был золотой век российской науки? 60-е - начало70-х. Дальше неслось угасание, поверьте профессиональному экономисту в этом отношении, я хорошо знаю динамику. В 60-е годы ежегодный прирост научных работников составлял 5-10 процентов, то есть удвоение человеческого потенциала за семь лет. Слоган: "Новая идея - новая лаборатория, большая идея - новый институт". Почему? Потому что гонка, два лагеря, а чуть раньше, до войны - большая идея: построение социалистического общества, равные возможности - была построена мобилизационная экономика. 18-летних можно было увлечь идеей, обучив на ранних стадиях, плюс пропаганда. И мы все, здесь сидящие, могли работать по 12 часов в сутки за 120 рэ. А после второй мировой войны эксплуатировали вторую идею - защита Отечества. Тоже, абсолютно беспроигрышный вариант. И это правда, потому что когда говорят: для защиты Родины отдадим все, - все и отдавали.
Мы ехали на машине, я все вспоминал, две беды на Руси, вот дороги все еще... И уже во времена застоя СССР был крупнейшим производителем цемента в мире. Мы производили цемента в 1,5 раза больше, чем США. Где же дороги? А надо было не шахты строить, а дороги, потому что, особенно после Даманского, ракетные шахты - это половина московского метро. Или эти знаменитые танки. Горбачев впервые озвучил на последнем съезде КПСС в 1987 году, тоже борясь с милитаризацией: у нас, в СССР 62,5 тысячи танков, а в США - 13 тысяч. Зачем они нам? После второй мировой войны была концепция - танковая армада движется на Европу. Когда машина включена, остановить ее невозможно. Омский танковый завод, завод "с иголочки", с километровыми цеха, по которым можно ездить на велосипеде, в лучшие годы производил до тысячи танков в год. Говорили - конверсия, надо на трактора переводить. Невозможно! Надо рядом строить тракторный завод, потому что это будет золотой трактор. То есть, были две великих идеи. Первая - идеологическая, вторая - патриотическая и были ресурсы, нефтедоллары лились рекой. Создан колоссальный научный потенциал. Система образования была хорошая, старые традиции были соблюдены, мы учились по Перышкиным и Перельманам, были совсем неплохие учебники. Но страна не может работать только на одну армию или только на одну науку.
От чего больше всего страдают ученые? Когда я в 1992 на большой дискуссии в Академгородке сказал - да, в России слишком много науки, то получаю в общем до сих пор за это. Мне говорят, вы что, против того, чтобы в России было много образованных и культурных людей? Я говорю - нет, пусть хоть все будут. Но я имею в виду, подразумевая под наукой, оплачиваемые бюджетом рабочие места. Для того, бюджета, который Россия получила в 1992 году. Распад, спад начался гораздо раньше. Замедление и этот знаменитый "поколенческий" разрыв начался в 70-х годах, когда прирост научных работников стал 1 процент в год, а в 1987-8-9 уже число научных работников не приростало. Так вот, я все это веду к тому - давайте перестанем делать две вещи - возвращаться туда и строить такую науку, которая была в СССР, потому что не надо забывать о том, что наука была мобилизационной.
Главное, что произошло в 90-х, и главное в реформе науки, и наш главный тезис - свобода. Свобода всем научным работникам, а не только тем, кто считался выездными. Любой из здесь сидящих, особенно из молодых, сам должен делать вывод, здесь остаться и за 120 рэ, в нынешнем понимании за 1200 рэ делать науку, или уехать в США, в Германию и реализовать себя как ученого. Если он хочет заниматься чистой наукой, но у него семья или иные отягащающие обстоятельства и потребности, то он должен иметь право делать выбор. Но с другой стороны, если уж досталось такое наследство, как Дубна, ФИАН и так далее, нельзя его просто разрушить. Надо им грамотно распорядиться. Только грамотно - это не значит, как тогда. Помню 1992-94 год, были битвы с физиками. Инвестиций мало, распределяем бюджет на капитальное строительство в науке. Какие объекты строить, решает научное сообщество. До Совета ходят академики и говорят - сколько можно вкладывать в это Протвино, ну что мы строим это 26-километровое кольцо, закапываем деньги, миллиарды рублей в год. Ускоритель уже устарел, а каждый год говорят - вы что, с ума сошли, осталось 1,5 километра, осталось 200 метров. Теперь надо бетонировать, он же погибнет! Я возражаю: коллайдер в Техасе закрыли, сказав: это безумная трата денег, есть ЦЕРН, езжайте и делайте. Сначала спросили - сколько будет работать человек? - 1200. - Что, из-за 1200 человек будем 10,5 миллиардов тратить!
На следующий день, на Совете по Протвино все голосуют и за это, и за то, потому что договорились никого не обижать. В итоге, строится все по 15 лет.
Давайте перестанем сравнивать себя с Америкой, потому что сегодня часто говорят - а в Америке начали то-то, почему мы не начинаем? Потому что весь российский бюджет на науку примерно равен бюджету одного университета США. Значит, давайте строить новую науку. К сожалению, половина этой новой науки строит себя за рубежом. Там, по официальной статистике Госкомстата, - 450 тысяч научных работников и инженеров из России. Статистика РФФИ за десять лет существования - гранты получили около 70 тысяч человек, это реально пишущие научные работники. А Гапонов-Грехов сказал - вранье, по моим оценкам, 30-40 тысяч реально работающих научных работников в России; умеренные оценки, сколько работников за рубежами в 70 странах - около 30-35 тысяч человек, то есть примерно такой же потенциал у нас там, как и здесь. Так вот, подвожу к теме: надо распорядится здесь и надо распорядится потенциалом, который вырос на наших учебниках, интеллекте, атмосфере. А атмосфера - это что-то такое заветное, бескорыстное. Не надо говорить, что нет этого в Америке, в студенческой, аспирантской среде. Но все-таки, меркантилизм на первом, втором и третьем месте. То есть, это профессия, а как сказали - профессия, это способ заработать на жизнь, а творить - в свободное время.
Так как нам это объединить? Вот в декабре пытались построить интеллектуальный мост. Мне кажется, это только начало, надо первое - отказаться от старой парадигмы брежневских времен: уехал - предатель, уехал - изменник, это просто люди, которые решили делать свою карьеру, свою жизнь, свою судьбу там. Остальные - здесь. Кончилась холодная война, остались, конечно, идеологические различия, но давайте думать о нас, о самом сообществе, а не о том, как относятся к этому государство, власти и так далее. Да, я знаю есть позиции крайние. Позиция крайняя здесь - уехали отбросы, неудачники, которые ничего не хотят. Позиция крайняя там - в России остались одни идиоты и дураки, все настоящие ученые уехали на Запад, в этой стране науку сделать невозможно. Вот две крайние точки зрения. Думаю, как всегда, истина посередине. Пусть крайние пережевывают свои концепции, а жить надо.