"НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ". Выпуск 3.


Профессионализм и творчество комплиментарны

Во времена Леонардо да Винчи были ученые. Не было отдельно физиков, химиков, биологов и так далее. Каждый ученый должен был знать все и понимать другого. Затем Ренессанс распался на дисциплины и профессионалов - механики, термодинамики, химики, биологи... Сейчас многие профессионалы из разных наук друг друга с трудом понимают. Тем не менее, считаю, настало время нового Ренессанса в науке. Почему?

Первое, во всех науках профессионалы свои ниши уже достаточно истоптали, и во многих традиционных профессиональных нишах чувствуется застой. Не буду эту мысль развивать, хотите верьте, хотите нет. Самое интересное творится на пограничных, смежных областях - биофизика, биохимия, экономика физическая, экология. Для того, чтобы здесь продвинуться вперед (а это необходимо, потому что аксиоматика узких профессионалов, когда они сходятся друг с другом, оказывается противоречивой) незыблемые утверждения, аксиомы подлежат ревизии. Вот здесь и необходимо творчество, и для этого нужно быть человеком Ренессанса.

Второе. Появились в конце 20-го века новые направления в науке - смежные, но новые. По значению, на мой взгляд, сделаны открытия не меньшие, а может, и большие, чем квантовая механика и теория относительности.

Что я имею в виду? Во-первых, теория динамического хаоса, теория неустойчивости. Она сейчас спорная, люди друг друга за грудки хватают, спорят - динамический хаос истинный или неистинный. Подобные споры были в Средние века - о вере истинной, и примерно с такими же результатами. Короче говоря, эта живая область растет и имеет уже много достижений. Благодаря этому действительно вскрыты противоречия между механикой и термодинамикой, между механикой, физикой и теорией развивающихся систем. В рамках этой теории обнаружен очень интересный феномен - когда хаос вдруг сам неожиданно возникает, а потом переходит снова в динамику, исчезает хаотичность. Но это новое состояние отличается от первого. В этом хаосе происходит выбор между разными возможностями. Когда выбор сделан, снова начинается динамика. На самом деле эта закономерность характерна для всех развивающихся систем - биологических, социальных и так далее. Этот промежуточный хаос, который длится определенное время, а потом снова исчезает, - вот самое характерное и нужное. А как его описать? Здесь возникают глубинные вопросы о ревизии всего нашего понимания философии, математических понятий бесконечности. То есть, хаос необходим развивающейся системе. Как говорят на Кавказе, гость необходим хозяину как воздух, но если воздух войдет и не выйдет, хозяину будет плохо.

Второе. Теория распознавания образа выросла из конкретных задач, из игры - как мышка распознает кошку, не логически же она делает это, а интуитивно. Так теория распознавания сейчас - это раздел математики, но потрясающе интересный. Это наука, по возможности строгая, где отсутствует требования доказательства. То есть, нужно не доказать, что это так, вытекает из каких-то аксиом, а узнать, похож ли этот предмет на какой-то прецедент, и ежели постановил и показал, что похож, тогда можно прогнозировать, что он будет себя вести так же, как прототип. Вдумайтесь: точная наука, в которой отсутствует парадигма доказательства! Не все это понимают, но это нечто совершенно новое. Тем не менее, эта наука развивается, эта наука накопила уже большой опыт, в этой науке появились и теории, и математические модели распознавания. В этих моделях выяснилось, что можно провести грань между интуитивным распознаванием и логическим. Можно увидеть, как интуитивное переходит в логическое, можно оценить роль, которую играет логика и какую - интуиция. Кстати, из этого следует утверждение, что в рамках логического мышления творчество отсутствует. Творчество всегда интуитивно. Это известно философам и специалистам логики, но в среде физиков-теоретиков это утверждение встречает сильное сопротивление.

Что еще нового. Нейрокомпьютинг. Это тоже, можно сказать, раздел математики. Там тоже можно построить математические модели, можно на молекулярном уровне проследить, как происходит распознавание, как происходит мышление. И даже как возникает творчество, акт озарения, момент истины. Вы можете спросить: эти модели могут заменить человека, могут они сами творить? Нет, творить не могут, но разобраться и понять, что творчеству способствует, что мешает можно.

Ну и, наконец, динамическая теория информации. Что касается информации, это слово употребляют в очень разных смыслах, а чаще всего, без смысла. Но в последнее время удалось все-таки и здесь как-то с помощью теории динамического хаоса, теории динамических систем понять, как происходит информационный процесс. В частности, все, о чем я говорю, - и творчество, и интуиция - это все информационные процессы. Этот клубок новых знаний требует действительно синтетического, синергетического подхода. Здесь нужны основные, опорные знания, факты, события из многих областей. При этом не требуется доскональные, глубокие знания в каждой. Здесь проявляется комплиментарность между профессионализмом и творчеством. Если ты узкий профессионал, то трудно овладеть другими знаниями, выйти за рамки, нарушить свою аксиоматику и воспринять друг друга. Поэтому для научной работы и для творчества нужны и профессионализм, и творчество, но в каких-то определенных соотношениях. У каждого человека такое соотношение разное. И еще более важный момент, что между такими людьми часто отсутствует взаимопонимание. Об этом писал Пушкин в "Моцарте и Сальери". Сальери - профессионал, Моцарт - творец. Они нужны друг другу, они любят друг друга, и. тем не менее, травят. Это и есть проявление комплиментарности в творчестве.

И самое последнее. Какова разница между российским взглядом на мир и западным? На Западе больше уважают профессионалов, за это больше платят, за это каждый человек на свом месте "делает свою гайку", а другие профессионалы из этих гаек собирают товарные ценности. В России менталитет другой. В целом, если смотреть по всем параметрам, то распределение очень широкое. Так Россия создавалась, так она возникала, здесь смесь всех менталитетов, и вместе с тем каждый человек несет в себе всю широту. Каждый человек в России может понять и забулдыгу, и профессора, и банкира. Это, условно говоря, голографическое явление. В каждом человеке в России отражается как в капле воды, вся широта России в целом. Поэтому и российская наука развивалась, развивается и будет развиваться по пути интеграции разных наук, разных дисциплин. То есть, творческая обстановка в России действительно есть, а на Западе ее часто не хватает. В российской науке есть что сохранять, есть, на что ориентироваться, и есть точки роста. Особенно в наше время, когда возникли такие "творческие" науки. И скоре всего, именно они и будут преобладать в 21-м веке.