Из краеведческих находок


Церковно-приходская школа в селе Городище, что на Дубенском устье, Корчевского уезда

Публикуемый сегодня материал из "Тверских епархиальных ведомостей" (N 13, 1 июля 1889 года, стр. 477) передал в нашеу редакцию директор Дубненского муниципального музея истории, археологии и краеведения Е. Ю. Крымов. Надеемся, что он заинтересует наших читателей и многим даст пищу для размышлений. Поистине, радение наших предков о развитии образования народного заслуживает не только уважения, но и подражания. Не говоря уже о "финансовой прозрачности" их отчетов о расходовании народных средств.

В обширной Тверской губернии немало есть местностей, в которые, несмотря на многолетнюю народообразовательную деятельность Земства, не проник еще свет учения книжного. К числу таких местностей принадлежал до последнего времени и приход села Городища. Приход этот находится на границах Корчевского и Калязинского уездов и состоит из деревень, входящих в три волости Талдомскую, Федоровскую и Ларцевскую. Население прихода, простирающееся до 1800 душ обоего пола, при 150 мальчиках и девочках школьного возраста не имело никакой возможности обучать детей своих грамоте, благодаря главным образом тому обстоятельству, что земские школы находятся от деревень прихода села Городища в весьма значительном расстоянии. Понятно отсюда давнишнее желание прихожан иметь свою собственную школу при церкви; но недостаточность материальных средств и невозможность содержать школу одними только местными источниками препятствовали осуществлению этого желания. Но вот совершенно неожиданно для прихода явился ревнитель духовно-нравственного просвещения народа, и дело устройства школы сразу стало на прочную почву. Таким ревнителем оказался временно проживавший в своем поместье Кандидат прав, почетный Мировой Судья и гласный Московской Думы, уездного и губернского земств И. Н. Мамонтов.

В 1887 году 28 июля, вспоминая по обычаю день своего брака, И. Н. Мамонтов, в общем собрании своего семейства и других близких лиц, в благодарность Господу Богу за счастливое 19-летнее супружество и постоянное семейное благополучие, выразил желание прийти на помощь крестьянам, устроить для детей их школу и, по возможности, обеспечить ее существование в будущем. В тот же день обратился он к местному священнику, отцу Иоанну Драницыну с письмом следующего содержание: "Сочувствуя вполне желанию прихожан иметь для малолетних прихода начальное сельское училище, я готов содействовать устроению такового училища, и на ежегодное содержание его готов платить по 200 рублей, и единовременно жертвую 200 рублей на постройку для него здания. Я уверен, что при пособии прихожан на содержание и постройку школы, таковая, Бог даст, не замедлит скоро возникнуть. Прошу вас, отец Иоанн, исходатайствовать надлежащее разрешение на открытие предполагаемой мною школы и на отпуск из ближайшей казенной лесной дачи леса за половинную по таксе цену для постройки здания школы". Получив такое письмо, отец Иоанн с энергией принялся за осуществление этого благого желания. На другой же день, то есть 29 июля, вместе с И. Н. Мамонтовым он пригласил для переговоров церковного старосту и почетнейших из прихожан, которые и отнеслись к их мысли с живым сочувствием и полною благодарностью. Но особенно горячее сочувствие к учреждению церковно-приходской школы встретили они со стороны церковного старосты, крестьянина деревни Клитина (ныне - Клетино - прим. ред.) А. П. Гладкова, изъявившего согласие не только быть строителем школы, но и принять не себя содержание школы и единовременное пособие на постройку школьного здания. Но этом же совещании И. Н. Мамонтов внес и свою жертву на постройку здания в количестве 200 рублей.

31 июля, 1 и 2 августа состоялись крестьянские сходы во всех выше помянутых волостях, в присутствии волостных старшин и церковного старосты. Совещания на этих сходах дали самые прекрасные результаты, и крестьяне единогласно постановили ежегодно отпускать с 600 ревизских душ прихода по получетверика овса с каждой души на содержание школы и собрать единовременно 400 рублей на постройку школьного здания.

С легкой руки И. Н. Мамонтова в скором времени явились и другие жертвователи, пожелавшие внести свою лепту на это благое дело. Московская почетная гражданка Надежда Петровна Ганешина, проживающая в своем Городищенском имении, обратилась с письмом к отцу Иоанну и выразила в нем со своей стороны желание пожертвовать на постройку здания 200 рублей. Такова же сумма была пожертвована, по приглашению церковного старосты, и московским потомственным почетным гражданином И. Д. Баевым. С этими-то суммами, собранными от 3-х благотворителей и некоторых других лиц, и было предположено приступить к постройке школьного помещения.

Одновременно с решением вопроса об устройстве особого школьного здания был решен вопрос и о немедленном открытии учебных занятий в церковной сторожке. Потребность в обучении была так сильна, желание прихожан иметь свою школу было так велико, что инициаторы этого прекрасного дела не считали возможным откладывать открытие учебных занятий до устройства нового школьного помещения. 15 сентября отец Иоанн вошел в Совет Братства с прошением, в коем, изложив все обстоятельства дела, ходатайствовал о разрешении немедленно приступить к производству учебных занятий, а жертвователей И. Н. Мамонтова и Н. П. Ганешину утвердить в звании попечителей школы. Учительницей в школу была приглашена крестьянская девица, окончившая курс в учительской школе П. П. Максимова (на базе этой школы в Твери был организован после революции Учительский институт, ныне - Тверской университет - прим. ред.), А. Мельникова. В школу было принято 40 учеников и учениц, обучение происходило до половины мая 1888 года.

Между тем новое здание для помещения школы быстро подвигалось и к 1 августа 1888 года было совершенно окончено. В этот день, после литургии и крестного хода на реку, оно было освящено при общем собрании всех прихожан. После окропления здания освященною водою был отслужен благодарственный Господу Богу молебен с провозглашением многолетия государю императору и всему царствующему дому, св. Правительственному синоду и Высоко пресвященнейшему Савве, архиепископу Тверскому и Кашинскому, г. обер-прокурору св. Синода К. П. Победоносцеву, основателю школы И. Н. Мамонтову, строителю А. П. Гладкову и прочим благодетелям. По окончании молебна отец Иоанн вместе с прихожанами выразил И. Н. Мамонтову свою искреннюю благодарность за почин в устройстве школы. Со своей стороны И. Н. Мамонтов ответил, что сделавшись местным землевладельцем и прихожанином, он желает стать родным для прихожан и употребить со своей стороны все силы на пользу и процветание церкви и прихода, при чем выразил желание в непродолжительном времени внести в государственный банк капитал, проценты с которого равнялись бы жертвуемой им в настоящее время сумме на содержание школы.

На этом собрании прихожан было предложено проверить отчеты в израсходовании денежных сумм, употребленных как на постройку школьного помещения, так и на содержание школы в первом году ее существования. Из первого отчета оказалось, что всех сумм на постройку здания было собрано 942 руб., а именно: от И. Н. Мамонтова 250 руб., от Н. П. Ганешиной 200 руб., от И. Д. Баева 200 руб., от А. П. Гладкова и его брата 75 руб., от отца Иоанна Драницина 5 руб., и от крестьян 212 руб. Из этих сумм употреблено: за постройку плотнику 360 руб., за лес, пилку и его привоз 326 руб. 46 к., за железо для крыши и печей и работу 248 руб. 19 коп., за кирпич для фундамента и печей 131 руб. 65 к., каменщику 35 руб. 50 коп., за рамы 30 руб., за известь 20 руб. 50 коп., за работу печей 16 руб. и на разные мелочные материалы 31 руб. 70 коп. А всего на постройку здания употреблено 1200 руб. Не достающую сумму 258 руб. строитель школы принял на себя, заявив при отчете прихожанам, что ему Бог подал. Утвердив этот отчет в израсходовании собранных на постройку здания денег, прихожане выразили строителю также свою благодарность. В заключение отец Иоанн доложил отчет по содержанию школы, который был также утвержден прихожанами. Из этого последнего отчета видно, что на содержание школы поступило от И. Н. Мамонтова 295 руб. и от крестьян 69 руб. 55 коп. В отчетному году израсходовано: на жалованье учительнице 180 руб., на приобретение учебных пособий и принадлежностей 130 руб. 41 коп., столяру за переделку и работу парт 33 руб. 50 коп. и сторожу 4 руб. Кроме всех перечисленных пожертвований И. Н. Мамонтова им же пожертвованы в школу портреты ныне благополучно царствующего Государя Императора Александра Александровича и в Бозе почившего Государя Императора Александра Николаевича. Вновь устроенное здание для помещения Городищенской церковно-приходской школы принадлежит к числу лучших в нашей епархии школьных помещений. Оно построено в церковной ограде в 17 саженей от Храма на каменном фундаменте и покрыто железом. Лицевая сторона здания обращена на юг, длина его 16 аршин, а ширина 14 аршин. Внутреннее помещение разделяется на 2 половины - классную и учительскую, из коих первая содержит в себе 14 аршин ширины и 10 - длины при 9 двухаршинных окнах; высота комнат 4 аршина без 3 вершков.

С устройством нового школьного помещения явилась возможность принимать в школу большое количество детей для обучения, чем какое было в прежнем помещении. В только что минувшем учебном году учащихся было 51, из коих 36 мальчиков и 15 девочек. Несмотря на то, что год этот был только вторым со времени учреждения школы, она успела уже заявить себя прекрасным результатами, как видно из представленного в Совет Братства журнала экзаменационной комиссии. К испытанию на получение льготного свидетельства по отбыванию воинской повинности из школы было представлено 4 мальчика, и кроме того, окончили курс две девочки. Успехи учеников и учениц обозначены комиссией следующими баллами: по Закону Божию и церковно-славянской грамоте и русскому языку 5 человек отмечены балом 5 и 1 балом 4, по предмету счисления и по письменному диктанту 4 человека - баллом 5 и два баллом 4, и, наконец, по чистописанию все учащиеся отмечены баллом 5. Рассмотрение диктанта со стороны каллиграфии и орфографии показывает, что комиссия отнеслась к этим работам учеников без всякого пристрастия: почерки ученического письма правильны, красивы и весьма разборчивы: орфографических ошибок встречается весьма мало и при том таких, которые едвали можно принять в расчет при оценке ученических успехов в народных школах.

На снимке: Ратмино, конец XIX века, церковно-приходская школа-второй дом от церкви