Выставки


Я, признаться, не очень люблю музеи. Как-то не особенно вдохновляют чужие интерьеры, украшения в холодном обрамлении витрин, безжизненные лица на портретах. Предпочитаю встречи с друзьями, воспоминания в компании дорогих сердцу вещиц, книги, конечно. Однако об этой выставке было столько рассказано и показано в новогодние дни, что я решилась. Итак, Москва, Делегатская, 3, музей декоративно-прикладного искусства.

Появление выставки "Мерцание истории в елочном шарике" необычно и заслуживает упоминания. Идея и ее осуществление принадлежат американке Ким Балашек. Ким приехала впервые в Россию в 1998 году, чтобы преподавать менеджмент в одном из столичных университетов. Побеседовать с ней мне не удалось, поэтому трудно предположить, чем именно привлекла Ким российская (в основном советская) новогодняя атрибутика - календарным ли размахом празднования (от католического Рождества до Крещения), приятными традициями или красивыми украшениями. Так или иначе, Ким решила коллекционировать все, что связано с русским Новым годом - елочные игрушки, гирлянды, открытки, новогодние выпуски газет и журналов... Темпам создания коллекции можно только позавидовать - за пять лет более двух с половиной тысяч экземпляров. Во всяком случае, именно столько представлены в МДПИ.

Витрина с Дедами Морозами - от мала до велика, с раскрашенными вручную лицами, из ваты, сверкающей бумаги - сколько радости приносили они в каждый дом, сколько пухленьких детских ручонок тянулись под елку 1 января! Они не похожи на музейные экспонаты, этих вечно добрых старичков не портит выцветшая ткань, пожелтевшая бумага, облупившаяся краска.

Никогда бы не подумала, что новогодних игрушек бывает так много. На экспозиции они подобраны в хронологическом порядке - от экземпляров конца XIX века, когда, собственно, и зародилась традиция украшать елки, до середины 60-х годов. Сначала меня смутил этот отрезок времени (почему это наша история заканчивается на шестидесятых?), но потом я оценила внимание Ким - именно этот период показателен, именно в эти годы мы были самобытны, ни на кого не похожи, и, как принято сейчас говорить, самодостаточны. Сложные в исполнении, немногочисленные, естественно, дореволюционные жеманные штучки --коробочки для сладостей, веерочки, сердечки. Фигурки танцовщиц, цирковых артистов, детей и зверей из клейстера и бумаги. Расцвет советского периода: кремлевские звезды, сменившие вифлеемскую, украшения из стеклянных палочек и бусин, строгие геометрические формы (кажется, они должны висеть на елке стройными рядами, раскачиваться в такт и звенеть голосом Маяковского). Номер "Красной звезды" от 1-го января 1937 года: "...прошедший год...в борьбе за социализм...партией Ленина-Сталина, под руководством гениального, мудрого...". Жутко, а ведь тоже радовались, встречая 37-й.

Война. Провал в истории мирного быта. И тем не менее - проволочные гирлянды с незатейливыми флажками из цветной бумаги, фронтовые фотографии у новогодних елок, письма и открытки с пожеланиями и общей надеждой на победу. Послевоенные многообещающие годы - елочные игрушки из тисненого картона. И уже ближе к шестидесятым - знаменитые жизнерадостные фигурки из крашеной прессованной ваты, обилие персонажей и предметов из дутого стекла (покорители космоса, представители профессий, герои сказок, фигурки в национальных костюмах). Я ходила вдоль витражей и то и дело ловила себя на мысли - такую же игрушку мы с подругой нечаянно разбили, а эта должна сохраниться до сих пор, этот набор тоже у меня был, а те - я получила по билету в новогодней лотерее. И шепот вокруг - "Узнаешь?", "Смотри, где наша открытка оказалась!", "Мам, у бабушки такие же матрешки!".

Потрясающие ощущения подарила нам американка Ким Балашек. Она, кстати, написала книгу о русских новогодних игрушках. В ней есть замечательные слова: "Автор посвящает эту книгу русскому народу, который, несмотря на трудности и лишения, войны, репрессии и депрессии, сумел сохранить удивительную традицию - русский праздник Нового года. Это неотъемлемая часть русской души, совершающей ежегодный ритуал обновления. Он символизирует неувядающие жизненные силы народа".

Спасибо огромное, Ким, за то, что рассказала нам, какие мы хорошие, как мы умеем радоваться, что весь мир удивляется! Спасибо за возможность хоть на минуту очутиться в своем детстве, проникнутом родительской теплотой, заботой страны, ежегодным ожиданием чуда. Вот только игрушки, наверное, теперь за океан переедут. Да и ладно, мы себе новые сделаем, еще лучше. Как в Америке...

Галина Мялковская