Комментарий к событию


За прошедшее десятилетие, во всех отношениях трудное для страны, удалось сохранить и поддержать характерный для нашего города интерес молодежи к науке, адаптировать процесс обучения к новым условиям, освоить прогрессивные педагогические технологии, привлечь интересных специалистов. Способствовало этому создание в Дубне нетрадиционных образовательных учреждений, среди которых особое место занимают лицей для одаренных детей "Дубна" и Международная школа юных исследователей "Диалог".

С 8 по 10 января в нашем городе проходила очередная, ХХVI сессия МШЮИ. В ней приняли участие 60 ребят, среди них - команды из Реутова, Долгопрудного, Москвы. Учитывая, что "Диалог" в этом году отмечает десятилетний юбилей, наш корреспондент Галина Мялковская попросила руководителя МШЮИ, директора лицея "Дубна" Юрия Петровича Курлапова прокомментировать это событие.

Юрий Петрович, существуют ли какие-то отличия в проведении этой зимней сессии от прошлогодней?

На этот раз мы решили отказаться от предметных олимпиад, потому что уровень проведения городских олимпиад в последнее время заметно повысился, и нет смысла их дублировать. Победители будут те же, только при более низкой конкуренции. Вместо олимпиад мы предложили ребятам задания, которые включают вопросы по математике, физике, биологии, гуманитарным предметам. А итогом должна была быть компьютерная программа, которую составляют сами ребята. Например, такое задание - составить матрицу, элементами которой должны быть буквы, и создать программу, которая позволяет прочитать скрытую в матрице фразу.

Все участники были разделены на группы. Интересно, что в их названиях использованы имена исторических и литературных героев - Одиссея, короля Артура, Чингачгука, Владимира Красное Солнышко. Это дань романтическим традициям или здесь кроется что-то более серьезное?

Командная форма нами выбрана для того, чтобы научить ребят работать в коллективе, внести максимальную пользу в общий успех, почувствовать себя к нему причастным. Группа получает задание, а дальше, уже внутри команды, участники решают, кто какую часть выполняет - кто-то более уверенно себя чувствует в физике, кто-то в истории и т.д. Названия мы такие выбирали специально, чтобы у ребят была дополнительная возможность познакомиться с той или иной исторической эпохой, вспомнить сюжеты литературных произведений. Каждой команде мы предложили соответствующие вопросы, и ребятам пришлось готовиться, чтобы на них ответить.

Среди преподавателей и ассистентов на XXVI сессии были бывшие "диалоговцы" или выпускники лицея? И - более общий вопрос: существует ли преемственность традиций МШЮИ?

Конечно. Многие выпускники и студенты университетов хотят и дальше участвовать в "Диалоге", в качестве ассистентов, а через два года - как преподаватели и руководители проектов. Многие ребята сейчас сдают экзамены в вузах, и на зимнюю сессию "Диалога" не могли приехать. В этот раз в "Диалоге" работали Василий Андреев ("диалоговец", закончил школу, институт, аспирантуру, сотрудник ОИЯИ), Василий Рябов (выпускник лицея, руководит проектом "Сайт "Дубна-2001"), Сергей Чайников (начинал с нами еще в компьютерной школе, теперь сам руководит провайдерской фирмой), Тимур и Ольга Тропины (выпускники лицея, сейчас студенты МГУ), Илья Вишняков (бывший "диалоговец", сейчас студент медучилища), Алла Морозова (бакалавр университета "Дубна).

И если мы заговорили о преподавателях, должен сказать, что в "Диалоге", как правило, работает лишь треть преподавателей лицея. Мы стараемся привлекать к обучению специалистов разных направлений, тех, кто просто любит работу с детьми. Это значительно расширяет кругозор, стимулирует интерес к предмету. Большое значение имеет отсутствие учительских штампов и искренняя заинтересованность "взрослого". Дети это чувствуют. Так, уже много лет с нами работает Сергей Швидкий, старший инженер ОИЯИ. Он руководит проектами, связанными с лучевой терапией. Это пересечение многих наук - физики, информатики, биологии, медицины. Кроме того, Сергей Васильевич с увлечение читает ребятам лекции по философии. На последней сессии он вел проект "Лучевая терапия меланомы глаза". Ребятам предстояло написать часть программы для лечебного курса. Подобные работы, связывающие ОИЯИ, университет и лицей, ведутся не первый год. Создание в университете кафедры биофизики позволит поднять эту работу на новый качественный уровень. И среди лицеистов биохимического класса сейчас есть те, кто хотел бы учиться дальше по этой специальности.

Надо думать, что выбор действительно осознанный, так как у ребят имеется опыт непосредственной работы по данному направлению...

Наша задача - подготовить ребят к научной деятельности, чтобы они заранее разобрались - подходит им то, что они выбрали, или нет. Если не подходит, надо вовремя остановиться, поменять курс. А если выбор подтверждается, необходимо подобрать соответствующий вуз, акцентировать внимание на тех или иных предметах.

Лицей все-таки сильно привязан к общеобразовательной программе. Внешне - это те же уроки, контрольные, звонки. Значит, должно быть еще нечто, развивающее исследовательские способности. Эту функцию и выполняет "Диалог".

Какие бы вы отметили основные итоги деятельности "Диалога" за десять лет?

"Диалог" на четыре года старше лицея "Дубна". В первые годы он существовал сам для себя. Нам было просто интересно работать с детишками в неформальных условиях, учить их без принуждения, без оценок, на энтузиазме и интересе. Мы пытались перенести опыт, традиции, дух "Диалога" в общеобразовательную школу, но из этого мало что получилось, так как школа весьма консервативная структура.

Создание лицея позволило все строить заново. Четверо учителей лицея имеют опыт работы в "Диалоге". Этим объясняются многие особенности лицея. Прежде всего - удивительное отношение к ученикам, желание не просто хорошо научить их, а пробудить интерес к познанию, научить получать удовольствие от исследовательской деятельности, от интеллектуальных соревнований.

Первые два года своего существования лицей доказывал, что имеет право на существование, что мы можем учить. Последующие годы мы доказывали себе и другим, что можем учить хорошо. Доказали: лицеисты уверенно лидируют в олимпиадах по большинству предметов. Теперь задача иная - добиться, чтобы каждый наш ученик занимался исследовательской или творческой деятельностью. А формы организации этой работы мы испытываем в "Диалоге".

Особое спасибо за поддержку "Диалога" в течение всех 10 лет его существования профессор А.Н.Сисакяну.

Во-первых, МШЮИ выжила, несмотря на все трудности, с которыми пришлось сталкиваться. Во-вторых, и это, пожалуй, самое главное, "Диалог" сам себя воспроизводит. Помнится, году в 95-м я как-то сказал: "Все, "Диалог" больше существовать не может. Заканчиваем!" - и мне ответили студенты: "Заканчивай. Мы будем продолжать без тебя...". Третье - очень многим занятия в "Диалоге" помогли самоопределиться, выбрать профессию. Свою функцию открывать таланты и развивать способности ребят, я считаю, мы тоже выполняем. Итогом и своего рода оценкой нашей деятельности можно считать успехи "диалоговцев" в учебе и профессиональной деятельности, привлечение к работе с детьми выпускников элитарных вузов и признание родителей в том, что дети меняются: приобретают свой взгляд на мир, становятся более открытыми, стирается антогонизм "отцов и детей". Мы учим детей находить общий язык со взрослыми, преодолевать страх перед "не получится", браться за серьезные задачи и успешно их выполнять.

Галина Мялковская